IX Международный конгресс по онтопсихологии «Кино и бессознательное»

/ Рим, Отель Кавальери Хилтон – Италия

Кино стало центральной темой IX Международного конгресса по онтопсихологии. Конгресс под названием «Кино и бессознательное» прошел в Риме с 9 по 13 мая 1982 года в гостинице Кавальери Хилтон. Участие в конгрессе приняли известные режиссеры и актеры.

К тому времени был уже накоплен большой опыт использования режиссерами (особенно представителями итальянского реализма – Феллини, Антониони и других) психологических знаний, материалов психоаналитических консультаций, собственных и чужих сновидений.

Тем не менее, в психологии тема кино оставалась мало изученой. Конгресс стал уникальным именно благодаря тому, что объединил представителей двух областей – психологии и киноиндустрии.

В рамках мероприятия прошли круглые столы с актерами, режиссерами, экспертами. Феномен кино был рассмотрен под разными углами: от семиотики до педагогики, от психологии до социологии, от онтопсихологии до телематики (новая в то время область, объединившая использование телекоммуникаций и информатики, сегодня называемая телеинформатикой).

Живая дискуссия между молодыми и прогрессивными специалистами этих областей, порождала неожиданные результаты, новый взгляд.

Большинство кинокритиков и семиологов сходятся в том, что кино нравится в силу реальности производимого им впечатления. Другими словам кино хороший суррогат реальности, возможно, ее лучшая имитация, создаваемая высокими технологиями.

Жан Ренуар сказал: «...жизнь – это кино»2. Можно добавить, что в кино показана жизнь и понять кино может только тот, кто понимает жизнь.

На конгрессе были проанализированы восемь фильмов с использование онтопсихологической методики - кинотерапии, которая впоследствии получила название синемалогия1.

Первое издание книги Антонио Менегетти «Кинотерапия» вышло еще за десять лет до этого конгресса. К 1982 году уже был накоплен опыт использования этого инструмента в качестве терапевтического с сотнями пациентов, проанализированы наиболее характерные мнения, проведены сравнения с личностными особенностями. Менегетти принимал участие в качестве консультанта на съемках фильмов Феллини («Восемь с половиной», «Город женщин») и других.

В своих выступлениях на конгрессе А. Менегетти раскрывает глубинные мотивации происхождения кино, идущие от театра, анализирует личность кинематографистов, которые выражают бессознательную чувствительность, зажатую в тисках нашего века.

Выводя на уровень очевидности скрытое содержание кинематографических произведений, А. Менегетти освещает также их экономические, идеологические и политические обоснования. «Кино можно назвать коллективным сновидением, формализованным режиссером. (…) кино является примером актуальной ситуации человека»1.

На круглом столе итальянский режиссер Тинто Брасс признался Менегетти: «Я брался за работу без готового сценария, опираясь лишь на некоторые эмоции, ощущения, которые в каких-то случаях пытался выразить: меня забавляло «раскручивание» наметившейся идеи. Может быть, я постоянно стремился найти выражение тому, что Вы назвали «бессознательным»1.

Другой круглый стол прошел с итальянским актером Джанкарло Джаннини, на нем обсуждался фильм «Хорошие новости» режиссера Э. Петри. Актер предстал как живой человек, со свойственными ему страхами, психологическими переживаниями, которые нашли отражение и в сыгранной им роли. «На съемочной площадке, когда все готово для того, чтобы закрутилось действие, я не могу понять (по крайней мере, так происходит со мной), выражаю ли в этот момент свою собственную жизнь, или же только участвую во внешних по отношению ко мне киносъемках»1.

Кино как выражение индивидуального, коллективного и расового бессознательного становится, благодаря синемалогии, возможностью и средством выявления, анализа и осознания психических процессов, подспудно присутствующих в каждом фильме как в зеркале жизни. Материалы конгресса вошли в первую часть книги «Онтопсихологическая синемалогия».


Дополнительные источники:

1 См. Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. – М.: НФ «Онтопсихология», 2014.
2 Renoir J. La vita е cinema. Tutti gli scritti 1926-1971. – Milano: Longanesi, 1978.
3 Ontopsicologia. Numero 1, marzo 1983.