XI Международный конгресс по онтопсихологии

/ Рим, Отель Эрджифе – Италия

На конгресс в римском отеле Эрджифе собрались участники из 30 стран. Они представили доклады по различным тематиками в рамках общего направления конгресса «Педагогика и политика: креативность».

Основной вопрос, на который был призван дать ответ этот конгрес звучал так: что определяет физическое и умственное здоровье и как можно понять причинные основания искусства?

Существет гипотеза, что искусство рождается из сублимации болезни, проявляющейся в виде тревоги, страдания, интеллектуальной шизофрении и психосоматики. Согласно онтопсихологической школе истинное искусство может родиться только от здоровых и целостных личностей, поскольку только они могут отразить великое послание жизни в эстетическом действии.

В числе участников конгресса были: Франк Баррон (проф. психологии Калифорнийского университета Санта Круз, директор Центра прикладной креативности Баррона), Аура Марина Маркуччи Рока (Гватемала), Гори С. Гунвальд (президент Международного совета психологов Норвегии), Жан Годен (директор института М. Эриксона, Париж), Глэдис Лоренцо (президент Латиноамериканской ассоциации психологии, Южная Флорида, США), Питер Пфайстер (Университет Ньюкасла, Австралия), Х. Мутаньола-Торнберг (Испания), известный критик Б. Пантер (США).

Прошли круглые столы, посвященные темам креативности в педагогике, психотерапии, музыкотерапии. Два круглых стола объединили представителей крупнейших научных ассоциаций в области психологии.

В них приняли участие проф. А. Менегетти, президент Международной ассоциации онтопсихологии, Г.С. Гунвальд, президент Международного совета психологов (ICP), Х. Бетанкур, генеральный секретарь Межамериканского психологического общества (SIP), проф. Р. Де Вольф, генеральный секретарь Международной ассоциации прикладной психологии (IAAP), М. Комас-Диас, представляющая Американскую психологическую ассоциацию (APA).

Ключевым моментом конгресса стал круглый стол под названием «Искусство: зрелость ценностей или предсказуемое безумие?». В ходе этой встречи проводился анализ Шекспира, Моцарта, Шагала, Вагнера, с целью понять, что они продуцируют: возрождение или болезнь.

А. Менегетти рассказывает: «Этот конгресс пытался высветить, что такое креативность. Креативность не означает только новое, отличное или спонтанное, так как эти прилагательные могут быть и симптомами шизофрении. Креативность означает продуцировать любую новизну в виде прибавления и качественного развития как для того, кто ее создает, так и для того, кто ее потребляет. Это заработок ума, здоровья».

Наряду с учеными в конгрессе приняли участие художники и стилисты, искусствоведы. Программа конгресса включала не только научную часть, но и вечерние представления: синемалогию, психотею, концерт ОнтоАрт, показ моды, что оценивалось организаторами как «обязательное обрамление конгресса».

Об исключительности состоявшегося конгресса можно судить по высказываниям участников. Проф. Б. Пантер (США): «Для начала я хотел бы выразить свое восхищение креативностью проф. Менегетти, проявление которой мы наблюдаем во множестве форм. Мы видим ее в области искусства (картины, мебель, интересные решения в области дизайна), а также в том, что ему удалось собрать здесь стольких ученых со всего мира. Я согласен с тем, что главные силы, служащие источником художественной креативности, - это внутренние силы, или, лучше сказать, сама креативность есть экстернализация и попытка управлять внутренними силами, которые обычно не осознаются и конфликтуют друг с другом».

Жан Годэн (Франция): «На протяжении многих лет я занимаюсь психотерапией (…) Как и все мои коллеги-ученые, я постоянно сталкиваюсь с таким парадоксом: у человека есть все необходимые средства для решения собственных проблем, однако на деле он часто не способен справиться с ними без помощи другого человека. Вот почему меня заинтересовал этот конгресс. Из всех обсуждавшихся здесь идей я выделил для себя две основные: 1) идея эмотивного бессознательного, которому необходима среда человеческих отношений, чтобы развиваться и быть источником постоянного успеха; 2) общий упадок традиционных схем мышления, которые могут быть преодолены только в контексте феноменологического подхода, открывающего более широкие горизонты. Онтопсихология, вдохновителем и основоположником которой является проф. А. Менегетти, вобрала в себя самые аутентичные исследования со всех уголков планеты и стремится стать языком и точкой синтеза, способной придать осмысленность той неопределенности, в которой пребывает человек».

К. Яворски (Австрия): «Благодаря своему целостному подходу к искусству, креативности, социологии онтопсихология уточняет смысл того, что является здоровым и биологическим, а что заключает в себе болезнь. Онтопсихология позволяет нам видеть реальность, скрывающуюся за иллюзией».

Проф. Ф. Баррон (США): «Вчера вечером, когда я впервые встретил Антонио Менегетти, по его улыбке, по его глазам, по его рукам я понял, что передо мной – истинный человек (…) У меня было ощущение, что я оказался там, где встретились не только разные страны, но и разные умы, смыслы, дисциплины, интересы, перспективы, песни, рисунки, истории и человеческие жизни (…) Прежде всего всех объединял величайший интерес к феномену креативности».

Проф. Мутаньола-Торнберг (Испания): «Впервые в жизни я чувствую себя на конгрессе как студент на защите дипломной работы».


Дополнительные источники:
1 Ontopsicologia. Numero 3, luglio 1986.
2 Бернабей П., Дзопполато А. Антонио Менегетти – путь успеха. – М.: БФ «Онтопсихология», 2008.