Онтопсихология и три силы психологии: представление о человеке и силе жизни.

Опубликовано: Журнал "Новая Онтопсихология. Россия", №3, август 2009

В психологии выделяют три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Основное различие между ними заключается в понимании человека, который занимает центральное место в их анализе.

Для психоанализа Фрейда человек представляется «больным», которого нужно привести к норме здоровья. Вопросы, связанные со смыслом жизни и высокими ценностями, согласно Фрейду, относятся не к психологии, а к другим дисциплинам, таким как философия или религия.
Если больной выздоравливает, он становится «нормальным» в соответствии с социальными установками. Именно «нормальный человек» является предметом исследования бихевиоризма. «Нормальный» в смысле статистической средней нормы, представляющей наиболее распространенную данность.

Поведенческая психология фокусируется на формах поведения, избегая анализа ума человека, который считается своего рода «черным ящиком», black box. Для бихевиоризма человек подобен машине. Согласно определению Туринга, «машина» – это нечто, что в ответ на введение определенных данных производит определенные результаты. Когда на человека оказывают воздействие определенные стимулы внешней среды, он реагирует, совершая определенные действия: именно это экспериментально доказывают бихевиористы.

Какова основная идея гуманистической психологии? Это новое представление о здоровье, а значит о человеке. Здоровым уже считается не просто индивид, достигший «нормальных показателей», а тот, кто приходит к самореализации с полным раскрытием собственных способностей. Это уже не больной человек, стремящийся к норме, каким его видел Фрейд. Это не статичный «человек-машина», который должен лишь дать ответ на стимулы окружающей среды. Для гуманистических психологов человек – это «человек, который стремится к самореализации», потому что такова цель человеческого существования. Согласно гуманистическим психологам, и в случае достижения нормы человек остается больным. Для гуманистов значение имеет не столько разница между больными и нормальными людьми, сколько между реализованными и нереализованными. Человек в гуманистической психологии не реагирует механистически на внешние стимулы, а действует на основе ценностей, которые, в свою очередь, изменяются и развиваются в результате роста и достижений, получаемых в ходе накопления опыта. Человек из «машины», ничем не отличающейся от других, для гуманистических психологов превращается в оригинального субъекта, во всем отличного от других.

И гуманистические психологи ставят вопросы: кто есть человек? откуда он идет? куда направляется? В центре их анализа лежит не статистическая норма, а ценности, придающие достоинство существованию.

Каково представление о человеке в онтопсихологии и как оно вписывается в панораму «трех сил» психологии?

Первая фаза: «больной человек». Как и психоанализ Фрейда, онтопсихология также изначально была нацелена на больного человека. Онто-психология экспериментально была применена ее основателем Антонио Менегетти в клинической практике для лечения психических и соматических больных в 70-х гг. Спустя десять лет на основе экспериментально полученных результатов он сформулировал теорию онтопсихологии и изложил ее в различных изданиях.

В ходе клинической деятельности проф. Менегетти концентрируется исключительно на задаче излечения больного. Он открывает, что у всех больных существует жизненный принцип, импульсы которого в случае их реализации субъектом всегда приводят к его выздоровлению. Менегетти выделяет в бессознательном субъекта начало этих позитивных импульсов и называет его онто Ин-се (онтическое «в-себе»).

Онтопсихология изучила этот критерий с научных позиций, открыла, что он представляет собой природный проект, находящийся в каждом человеке, и описала все его феноменологии. Действия, совершаемые человеком в соответствии со своим онто Ин-се, ведут его к здоровью и благополучию. То, что не соответствует его онто Ин-се, приводит к патологии и регрессу.

Онто Ин-се является одним из трех фундаментальных открытий онто-психологии. Два других открытия – монитор отклонения и семантическое поле – также были экспериментально доказаны в ходе клинической деятельности.

Монитор отклонения – это механическое психоделическое устройство, действующее в человеческой психике. Он – механический, поскольку на определенную информацию реагирует образами и суждениями, обусловленными логикой, чуждой природному порядку. Он искажает восприятие реальности на уровне сознания. Это препятствует получению сознанием точных данных о реальности и поведению субъекта согласно его природе.
Наконец, семантическое поле представляет собой язык, который природа использует между своими индивидуациями.

Онтопсихология проанализировала коммуникацию, происходящую между различными природными формами без перемещения энергии. Через семантическое поле можно проследить импульсы онто Ин-се и нейтрализовать указания монитора отклонения. С помощью семантического поля можно проинтерпретировать сообщение, которое проявляется на бессознательном уровне, но тем не менее вызывает реальные следствия в индивидах.

Вторая фаза: «нормальный человек». После экспериментальной проверки онтопсихология переводит фокус внимания с больного человека на «человека нормы». Что означает быть нормальным?

Онтопсихология принимает тот факт, что, согласно статистике, большинство людей ведут себя механистическим образом, как утверждают бихевиористы. Но она по-иному интерпретирует этот факт. Онтопсихология экспериментальным путем оценивает следствия. Проблема, с которой сталкивается проф. Менегетти, заключается в том, что «нормальный человек» не является счастливым. В этом он согласен с гуманистическими психологами, для которых здоровье не означает «отсутствие симптомов». Менегетти подчеркивает состояние «видимого здоровья» «нормального человека», вводя понятие «экзистенциальной шизофрении» – состояния, в котором находится большинство людей.

Тезис онтопсихологии заключается в следующем: когда человек реагирует «механистически» на стимулы окружающей среды и сообразуется с ценностями системы, он в итоге приходит к патологии в отношении себя и среды. Многие философы сходятся в том, что это происходит, потому что природа человека не является просто механистической. Онтопсихология научно доказывает, что природа человека характеризуется физическим измерением и измерением духовным, оба из которых должны быть реализованы в истории. Разрушение этого жизненного компонента приводит к тому, что «нереализованный» человек использует среду обитания для разрядки собственной фрустрации. Поэтому в результате «фрустрирования» собственной природы наносится вред как индивиду, так и контексту, в котором он действует.

Онтопсихология утверждает, что человек является «машиной», пассивен не по своему осознанному выбору, а вследствие бессознательного невежества. Его состояние пассивности обусловлено не тем, что он сообразуется в своих действиях с другими людьми, а тем, что он не умеет разделять собственные внутренние ценности и внешние условности, им интроецированные.

Онтопсихология, как и меметика, показывает, что система не является чем-то внешним, а на самом деле представляет собой внутренний конструкт индивида. Поэтому даже если теоретически большая часть людей отстаивает право и желание расти и самореализовываться независимым образом, фактически большинство людей находятся в зависимости от системы, не зная этого. Ключ разгадки этого явления заключается в идеях, мемах. Существуют внешние условности, которые индивид принимает за внутренние ценности, и он готов бороться за то, чтобы защитить их, прежде всего, в индивидуальной сфере.

Кроме того, было открыто, что к пассивной и механистической жизни человека приводит та же причина, что вызывает в нем патологию. Это монитор отклонения. Если человек следует указаниям монитора отклонения, он сводится до «человека-машины», каким его видят бихевиористы, или «человека-системы» в меметике. Пассивный субъект, усваивая несоответствующие его природе внешние ценности, интериоризирует систему, не осознавая этого.

С другой стороны, даже взяв за отправную точку «нормального» человека, онтопсихология показывает, как тот же критерий, который приводил больного к выздоровлению – онто Ин-се – направляет «нормального» индивида к экзистенциальной реализации.

Третья фаза: человек на пути к самореализации. После раскрытия динамик, действующих в «нормальном» человеке бихевиористов, онтопсихология приходит к представлению о человеке, описанному Юнгом и затем гуманистическими психологами. Как и человек в понимании Юнга и гуманистических психологов, человек в онтопсихологии стремится по своей природе к самореализации. Но экзистенциальное напряжение человека в онтопсихологии обладает чем-то большим по сравнению с представлениями гуманистической психологии. Речь идет о человеке как ответственном протагонисте, способном к личностной актуализации в бытии.

Относительно бессознательного онто-психологию больше всего интересует не Самость, а онто Ин-се, более радикальная Самость, которая совпадает с человеческой природой, воплощенной в субъекте. Некая Самость, динамики которой могут быть продемонстрированы научным способом: с помощью экспериментальных данных и теоретического объяснения. Самореализация понимается как актуализация природного проекта. Путь самореализации – это не поэтапный процесс, который проявляется в течение всей жизни. Реализация происходит через выборы, которые каждый момент и в каждой ситуации отвечают на альтернативу роста или регресса. Каждый момент каждый человек призван полностью самореализоваться, осуществляя оптимальное решение в «здесь и сейчас» ситуации, в которой он находится.

В чем же заключается ценность жизни согласно онтопсихологии? В онто Ин-се. Как для больного, так и для нормального человека, так и для того, кто стремится к реализации. Каждый призван в каждое мгновение своей жизни совершить оптимальный выбор в «здесь и сейчас», в котором он действует. Если он действует на основе того, что предусмотрено индивидуальным природным проектом, он улучшает свое состояние, достигая больше здоровья, благополучия, успеха в области своих интересов. И когда это происходит, опыт становится «ценным», приобретая в итоге характеристики, схожие с описанием peak experience Маслоу: вершинное переживание, которое не является результатом «чуда», а результатом последовательности угаданных выборов.

Поскольку единственной ценностью для человека в историческом существовании является та, что производит больше бытия. Через угаданные действия человек делает больше.

Следовательно, реализация происходит всегда через действие. Действие, которое для онтопсихологии является аутоктизом, или самосозиданием. Человек в онтопсихологии – это созидатель своей жизни через действие, что очень отличается от системного человека в бихевиоризме или меметике, описывающих пассивного человека, который не действует, а реагирует, и нацелен в большей степени на потребление, нежели на созидание.

Как утверждали гуманистические психологи, следствиями самореализации являются индивидуальное счастье, а также социальное благополучие. Аутентичная реализация приносит благо для человека и для общества. Однако реализация является возможностью и ответственностью для каждого человека в каждый момент его существования. В каждый момент каждый человек может и должен реализовывать самого себя. Но процесс рационального познания импульсов онто Ин-се и искажений монитора отклонения предполагает обучение и восстановление, что требует времени и усердий. Некий процесс, который, как писал Юнг, может привести субъекта к освобождению от архетипов и стереотипов коллективного бессознательного, уподобляющих его машине и опустошающих его природу. Это должно быть сделано в соответствии с координатами онто Ин-се, которое позволяет субъекту не только освободиться от того, что его отчуждает, но также сделать то, что его отчуждает (то есть системные ценности или механические автоматизмы) инструментами своей самореализации.

Согласно онтопсихологии, система не имеет отрицательного значения. Совсем наоборот. Система является фундаментальным инструментом для реализации индивида, поскольку составляет исторический контекст, определяющий способ индивидуальной реализации. Но это так только в том случае, если человек распознает в системе и мемах не внутренние ценности, а внешние средства, которые могут быть полезными для достижения экзистенциальных и социальных ценностей.

В качестве заключения: онтопсихология означает «психология бытия». Она берет у экзистенциалистов термин «экзистенция» как «бытие, создающее историю», и выделяет бессознательные динамики, которые способствуют или препятствуют возможности каждого индивида стать проявлением бытия в любой момент своего существования. Принципом онтопсихологии является лишь один. Он называется онто Ин-се и подтверждает многочисленные философские и психологические теории, в которых закон природы приводит к здоровью и реализации. Через экспериментальное исследование в клинической практике онтопсихология научным образом определила этот природный принцип, описав его следствия и расшифровав способы коммуникации, используемые среди живых существ. Абстрактный принцип, с существованием которого многие были согласны, стал весьма конкретным. Природа, бытие, идентичность, душа и другие понятия, используемые для определения самого жизненного инстинкта, направляющего субъекта, являются для онтопсихологии одним и тем же, тем же принципом, который в случае реализации определяет индивидуальный и социальный успех в любом месте и в любое мгновение.

Ответственность, согласно онтопси-хологии, должна реализовываться каждым человеком в каждое мгновение своего существования. Это ответ на то, на что указывает его внутренняя природа, а не на внешние условности. Процесс самореализации, помимо преодоления, состоит из постоянного возрождения, которое в онтопсихологии называется метанойей.

«Как рождается человек? Он рождается через любое хорошее действие, хорошее не с точки зрения послушания, а с точки зрения экзистенциального заработка», – пишет в книге «Система и личность» проф. Менегетти.
Покой как внутренний порядок и развивающееся в среде благополучие являются двумя результатами, доказывающими правильное использование собственного онто Ин-се.

Онтопсихологическая парадигма

Что такое психология – знание и логика психической деятельности:

а) эмотивных процессов;
б) интеллективных процессов;
в) волевых процессов.

Что такое онто – это причинность, которая обосновывает и объясняет следствие.

«Онто» – это причинность любой феноменологии, а значит, мир причинности нашей жизни и общества.

Семантическое поле – это знание процессов и феноменов нашего существования: действие и реакция.

Монитор отклонения – это автоматический стабилизатор стереотипов или структур психического поведения.

В основе его действия лежит поле или информационный носитель, способный производить серию фотонов, из которых складывается меметический образ.

Мы действуем на основе образа.

Сознание, место индивидуальной физической и логической рефлексии, происходящей в головном мозге, находится под воздействием заранее сфабрикованных образов. Отсутствует каузальная связь с «онто». Следовательно, необходимо совершить метанойю при помощи онтопсихологического метода.

Тогда возможна истина для оператора знания. Феноменология как аутентичная рефлексия онтической истины. С момента возникновения онтопсихологии, направленной на критическое обоснование науки, появилась возможность выявить исконную индивидуальную истину, которая потом предполагает определенный проект интегрального развития.


*Источник: Журнал "Новая Онтопсихология. Россия", №3, август 2009.