Life-long learning для предпринимателей в эпоху глобализации: роль психологии в обучении предпринимательской культуре
Дмитриева В.А., Вереитинова Т.В., Островский А.В. и др.

Опубликовано: Материалы международной конференции "Предпринимательство в переходное время", Москва, МИРБИС, 14-16 ноября 2012
Современное общество, живущее в эпоху глобализации, характеризуется повышением мобильности и гибкости рынка труда, что вынуждает людей следовать за изменениями, обновляя свои умения и компетенции. Полученного один раз диплома на всю жизнь уже недостаточно, чтобы оставаться востребованным на рынке труда.

Поэтому образование в его двойной роли – социальной и экономической – играет ведущую роль в обеспечении овладения людьми ключевыми компетенциями. В первую очередь, это навыки в области переработки информации и коммуникационных технологий, социальные и межкультурные навыки (способность работать в команде, способность к общению, понимание наличия разных культур, знание иностранных языков, толерантность и др.) и личные навыки (эмоционально-волевая сфера, самоуправление, мотивация к обучению, способность к решению проблем, творчеству, предпринимательству, риску, трудоустройству, умение приспосабливаться к переменам).

Высокая оценка роли компетентности, образованности граждан поддерживается всеми развитыми государствами, что способствует стремлению к тому, что бы все уровни общественной жизни должны быть обеспечены знаниями, а значит  сопровождаться процессом непрерывного образования (Life-Long Learning).

Концепция «образование на протяжении всей жизни» (Life-Long Learning – LLL) как образовательная стратегия появилась около трех десятилетий назад благодаря совместным усилиям ЮНЕСКО и Совета Европы. Уже в 70-х годах ЮНЕСКО придает этому понятию международный масштаб, а в 1998 г. принцип LLL ложится в основу Сорбонской декларации и таким образом становится краеугольным камнем в архитектуре западной образовательной системы[8].

Во Франции закон о непрерывном образовании был принят еще в 1971 году, аналогичный в Норвегии — в 1976-м, а в Финляндии LLL сегодня имеет статус национальной стратегии. В Китае обучение взрослых рассматривается как условие успешного экономического развития, прогресса и успеха. В Норвегии действуют 19 официально признанных ассоциаций по образованию для взрослых. В Англии до 90% предприятий постоянно обучают своих сотрудников фактически за свой счет.

Традиционно выделяют ряд основных направленностей обучения Life-long Learning.
  1. обучение знаниям
  2. обучение умениям
  3. обучение взаимодействию с другими людьми, т.е. разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и т.д.
  4. саморазвитие, включающее все возможные сферы самосовершенствования:  от физической культуры и интеллектуального развития до развития эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, и наконец, духовности.
Философия LLL предполагает, что человек может и должен быть открытым для новых идей, решений, навыков или отношений. Life-long Learning – это всестороннее развитие отдельной личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой [9].
Сегодня мы можем говорить о формировании нового типа homo faber, человека работающего, или, в более широком аспекте, человека действующего, занимающего активную жизненную позицию в современном мире [2].

Таким человеком может быть как лидер-руководитель, предприниматель, так и наемный работник, который может являться лидером и предпринимателем в экзистенциальном поле собственной жизни. Согласно онтопсихологическому подходу и методу ФОИЛ (FOIL – Formazione Ontopsicologica Interdisciplinare Leaderistica), лидер – «это оперативный центр множества отношений и функций; это тот, кто умеет распознать пропорцию жизни и, от ситуации к ситуации, применять нужную «формулу» для получения победоносного решения и реализации в социальном, политическом, экономическом аспекте».

Наиболее актуально и востребовано обучение по типу life-long learning сегодня именно среди лидеров. Увеличивается количество людей, занимающих передовые позиции в обществе, состоявшихся в определенной сфере деятельности, которые придают высокую ценность получению образования на постоянной основе.

Как было сказано выше, одним из главных принципов «LLL», или обучения на протяжении всей жизни, является самообразование. Этот параметр имеет большое значение и в формальном образовании, предлагаемом бизнес-школами, например, такими, как школа бизнес-интуиции «ФОИЛ». Она основана на интегрировании высших достижений современной педагогики, научной психологии с психологией менеджмента и лидерства. В основе методологии ФОИЛ лежит онтопсихологический подход.

Продолжая начатую в 2001 году в ООН тему ответственности интеллектуальных лидеров за стабильное развитие человечества, а также открытую на конгрессе 2004 г. тему «Бизнес-Интуиции», группа ФОИЛ разработала инновационный продукт, в сфере образования лидеров нового поколения – Международную школу Бизнес-Интуиции. ФОИЛ.

Согласно методу ФОИЛ, основными принципами обучения, отвечающего современным требованиям, являются следующие[3]:
  1. Направленность на формирование лидера и развитие его способности фокусировать интуицию на достижение результата
  2. В условиях неопределенности необходимы компетенции решения проблем «в истоках» (исходя из анализа причин, то есть индивида), а не в «устье» (пытаясь управлять следствиями). Необходимо создать новый «гуманизм труда, превозносящий свободу человека, его креативность, интеллектуальные способности и моральные качества».
  3. Использование в основе онтопсихологического метода, способного дополнить значительную часть «скрытых» знаний о человеке, которые касаются бессознательной деятельности.
  4. Междисциплинарность – применение онтопсихологического метода в разных областях.

В зависимости от конечных и конкретных целей лидера, метод фокусируется на развитии умения анализировать социальный контекст с функциональной, интегральной и гуманистической точек зрения.

Таким образом, целью ФОИЛ является формирование нового предпринимательского ума, направленного, усиленного и сфокусированного на практическом действии успеха: актуализация творческих способностей для реализации своего жизненного потенциала.

Опыт практической работы в системе в направлении life-long learning подтверждается данными исследований, проводимых на базе кафедры онтопсихологии факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которые показывают, что лидерам-предпринимателям близки ценности развития [1]. Было показано, что основными ценностями предпринимателей из разных стран (Россия, Европа, Центральная Азия и Латинская Америка) являются ценности достижения, стимуляции, самостоятельности. Например, в исследовании, в котором приняли участие ведущие российские предприниматели, управляющие крупнейшими предприятиями, было показано, что среди основных направлений инвестиций на первом месте оказывается образование и развитие.  

Практическая работа по реализации программы профессиональной переподготовки по специализации «Онтопсихология» на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета, студентами которой являются взрослые люди, лидеры в своей области, стремящиеся к развитию, демонстрирует значимость психологической подготовки и психологического образования во всех областях предпринимательской деятельности. Студентам удается успешно  интегрировать психологическое знание с бизнесом, политикой, экономикой, техническими науками.

Достичь этого удается благодаря пониманию того, что в любой сфере деятельности мы сталкиваемся с человеком и, следовательно, нуждаемся в интегральном знании о человеке и особенностях функционирования его психической деятельности. Таким образом мы можем рассматривать фигуру лидера как преобразователя, лидер – это тот, «кто умеет служить, кто умеет создать гармонию в отношениях между сотрудниками на предприятии или в любом ином контексте для достижения наибольшей продуктивности или целостного результата». [2]

Положение о преобразовательной функции лидерства можно проиллюстрировать дипломными исследованиями, которые проводятся предпринимателями и руководителями, проходящими обучение на программе профессиональной переподготовки. Полученные знания в области психологии (а именно в отношении психологии здоровья, гуманистических ценностей и т.п.) авторы использовали при разработке и реализации программы мероприятий по совершенствованию собственных предприятий. Также отмечается интерес и к самой феноменологии лидерства, его природе.

Проводимые нами исследования в области психологии лидерства ставят задачу целостного анализа  фигуры лидера — предпринимателя, социального деятеля в контексте его предприятия, предпринимательской деятельности. В этом контексте изучаются личностные и биографические переменные, ситуационные детерминанты лидерства.

Исследования реализуются на международных выборках, в которые входят предприниматели из России, Ураины, Центральной Азии (Таджикистан, Казахстан, Киргизстан), стран Европы и Латинской Америки. Накопленные на протяжении девяти лет эмпирические результаты подтверждают и дополняют существующие представления о феноменологии лидерства. В фокусе внимания находится и анализ организации как проекции лидера. «Бизнес получает свою индивидуальность через индивидуальность своего создателя, является своего рода его продолжением — «социальным телом» [1]. Лидер с его потенциалом оказывает преобразующее влияние на организационный контекст и организационную культуру.

В рамках исследований были выделены биографические факторы, способствующие формированию лидерской позиции по отношению к собственной жизни. Например, это проявление самостоятельности в детстве; возраст, в котором человек начал самостоятельно распоряжаться деньгами; возраст, когда были заработаны первые деньги; возраст начала самостоятельной жизни, выхода из родительской семьи [6].

Результаты исследований показали важные особенности отношения предпринимателей к ресурсам, таким как деньги и время. Деньги для них являются инструментом, они имеют важность, лишь как момент свободы, момент развития, но не являются окончательной целью. Время – важный ресурс в жизни любого человека, и о многом говорит то, как им распоряжаются, чему его посвящают.
Наиболее важную часть жизни предпринимателя составляет профессиональная деятельность.

Значимыми аспектами профессиональной деятельности для предпринимателей стали «интерес» и «возможность развития, самореализации», а не «стабильность» или «хорошие условия труда», именно этим параметрам часто отдают предпочтения наемные работники.

Изучение жизненных историй предпринимателей показало, что состоявшиеся сегодня предприниматели сообщают о поиске и кризисе, который предшествовал тому моменту, когда они нашли своё профессиональное призвание.  На настоящий момент основное их внимание нацелено на профессиональный рост и развитие, в этом они видят основной потенциал и именно в этом отношении оценивают свою успешность и удовольствие от жизни [7].

Итак, лидеры придают большое значение деловой сфере, но всегда контролируют индивидуально-семейную ситуацию. Самооценка значения индивидуальной и социальной сфер жизни руководителей в целом превышает самооценку семейной сферы и сферы сотрудников.

Особый интерес с точки зрения практической деятельности, как педагогической, так и консультационный представляет вопрос об этических и моральных категориях, о нравственности, об отношении к партнерам и клиентам, к сотрудникам и выбору стратегии и корпоративной культуры. Не смотря на то, что эти категории занимали людей с древности, о чем свидетельствуют рассуждения Платона о том, что добропорядочный человек должен стремиться к тому, чтобы «прибыли сопутствовали справедливость, рассудительность, честность или какая-либо иная часть добродетели» [4], мы можем утверждать, что исследования этих аспектов сегодня очень актуальны. 

В конце 90-х годов прошлого века в Европе и США, а последние 2-3 года и в России все чаще стали говорить о «нравственности и социальной ответственности бизнеса». Этические и нравственные проблемы все чаще становятся предметом обсуждения не только философов, но и политиков, экономистов, социологов, менеджеров, и самих предпринимателей.

«Этика – это практическая философия», а «этическая психология – это практикоориентированная психология личности» [5]. Нам кажется, в применении к предпринимательству эта практическая направленность становится особенно важной: и этическая психология могла бы дать в руки предпринимателям практические ориентиры в их деятельности, где они должны решать этические дилеммы бизнес-задач, и как результат помогать развитию общества.

Изучение нравственно-этических представлений современных предпринимателей, а также того, как они понимают нравственность и мораль в бизнесе, показывает, что среди предпринимателей есть те, кто воспринимает нравственность как попытку примирения наших личных потребностей, и те, кто видит в ней «разум сердца». Больше полвины российских предпринимателей считает, что бизнес может быть моральным [6].

Правила морали и нравственности – это производные социального мира, соответственно мы можем говорить об ответственности человека перед обществом за их исполнение. Что же, по мнению предпринимателей, является мерилом ответственности перед обществом? В российской группе участники более ориентированы на дело, а в итальянской и азиатской – на соблюдение норм, при этом респонденты только этих групп отметили значимость данного обещания в качестве показателя ответственности. Такое распределение также может в целом свидетельствовать о силе общественных норм в обществе.

В ситуациях морального выбора предприниматели, вне зависимости от своей культурной принадлежности, в большей степени склонны руководствоваться «собственной системой отсчета», внутренними, а не внешними критериями, ориентируясь на интересы дела. Были рассмотрены универсальные для разных культур характеристики нравственной сферы предпринимателей, которые в каждой культуре имеют свой модус проявления. Формализация этических представлений и их изменение являются одним из регуляторов жизненной и профессиональной активности.

В современном глобальном мире стираются границы между странами, но при этом всё же остается специфичность, с принадлежностью к той или иной культуре, что необходимо учитывать при построении международных бизнес-отношений. Понимая эту специфику необходимо выстраивать программу обучения для предпринимателей, в которой есть возможность международных контактов, позволяющую получить практический опыт налаживая коммуникации, в которой необходима не только бизнес-хватка, но и психологические знания.

Специфика психологических знаний, предполагает особый интерес, связанный со смыслом жизни и пониманием жизненного пути человека, связанный с его стремлением к самореализации и самопознанием в первую очередь. Кроме того предприниматели, стремящиеся к успеху осознают, что в любой деятельности их основным ресурсом являются люди, следовательно,  они нуждаются в знании о человеке и законах успешного, функционального взаимодействия с ним. Таким образом, совершенствование предпринимательской культуры неразрывно связано с психологическим знанием, которое позволяет развиваться как самой личности, так и способствует гуманистическому развитию всего общества.
Использованная литература:
  1. Дмитриева В.А. Психологические особенности лидерства и возможности его развития//Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования, 2011, №2(11), с. 46-53.
  2. Менегетти А. Психология лидера/ М: БФ Онтопсихология, 2008, 299 с.
  3. Менегетти,  А.  Личность предпринимателя / А. Менегетти. – М. : ООО «ФОИЛ», 2004
  4. Платон, Сочинения, Т. 3, ч. I. M., 1969
  5. Попов Л.M., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности // Изд-во ИП РАН, 2008, 240 с.
  6. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2011. – Вып. 6
  7. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2012. – Избан. раб. вып. каф. онтопсихологии 2005-2011
  8. Integrating Life-long Learning Perspectives. Ed., Medel-. Anonuevo, Carolyn. Hamburg, Germany: UNESCO Institute for Education, 2002. 317 р.
  9. Vereitinova T., Bernabei P. Long life learning by ontopsychology for leaders in times of globalization/ International Journal of Psychology, Abstracts of the XXX International Congress Of Psychology, 2012, p.555-556