Психологическое благополучие: к экзистенциальному пониманию
Гришина Н.В.

Опубликовано: Материалы научной конференции "Ананьевские чтения - 2013. Психология в здравоохранении", СПб, 22-24 октября 2013
Проблема здоровья в психологической науке и практике является частью более широкой темы психологического благополучия, понимание которого обусловлено не только научными представлениями, но также историческими и культурными факторами. Определение понятий психологического здоровья и благополучия связано с самими смыслами психологической работы, ее направленностью и миссией психологов в современном мире. При этом данная тематика сама «встроена» в более широкое проблемное поле обсуждения качества жизни, удовлетворенности жизнью, ее «высших смыслов» и т. д.

За столетие развития идей в этой области ее представления претерпели значительные изменения. В классическом психоанализе главной целью практической работы было освобождение человека от любых проблем, порождающих трудности и переживания (Фрейд: «Когда кто-то спрашивает о смысле или ценности жизни — он болен»); соответственно задачей работы было максимально возможное уменьшение напряжения и достижение компромисса равновесия.

Идеалом человеческого существования становится «беспроблемность», а психологическое благополучие человека связывается с приспособительными формами поведения. Сама «приспособительная» идея имела свои основания в социальных представлениях того времени, касающихся идеалов человеческого существования.

Отношение к психологическим проблемам человека и соответственно понимание его психологического благополучия меняется с возникновением идей, объединенных так называемой «гуманистической» парадигмой. Именно в ее рамках А. Маслоу сформулировал задачу создания и развития психологии здоровья, которая, по его мнению, будет более плодотворным подходом, чем типичный для психологии того времени вопрос «Как не быть больным».

Исходя из убеждения, что «приспособление не является необходимым синонимом психологическому здоровью» (Маслоу), гуманистические психологи утверждают понимание психологического здоровья через развитие и реализацию потенциала человеческой личности.

Именно благодаря их усилиям переживаемые конфликты и кризисы перестают рассматриваться как симптом неблагополучия человека, но интерпретируются как возможное следствие трудностей самореализации. Появление новых подходов к пониманию психологического благополучия человека было во многом инспирировано интеллектуальным климатом 40-60-х годов с его лозунгами «движения к самому себе».

Дальнейшее развитие идеи гуманистической психологии в области психологии здоровья получают в позитивной психологии, делающей здоровье, благополучие, счастье человека не только фокусом своего внимания, но и общей целью позитивной психологии.

Таким образом, современная психология в трактовке психологического благополучия начинает переходить от формата глубинной, интраперсональной феноменологии ко все большей связи благополучия человека с его открытостью и самореализацией в окружающем мире и далее прямого соотнесения психологического благополучия человека с общим контекстом жизненного благополучия.

Новые векторы в понимании психологического здоровья могут быть развиты на основе экзистенциального подхода, который рассматривает переживание человеком экзистенциальных проблем как необходимое условие подлинности его существования и обретения душевного здоровья.

Проблема благополучия человека обсуждается в формате «бытия-в-мире» и описывается понятиями «онтологической уверенности» (Р. Лэйнг), «мужества быть» (П. Тиллих), жизнестойкости (С. Мадди) и др. Разрабатывается понятие мудрости как определенного уровня душевной зрелости человека, проявляющейся в способности решения жизненных проблем. Считается, что само возникновение экзистенциального направления является ответом психологии на самые насущные проблемы нашего времени.

Своеобразие решения экзистенциальных проблем — в необходимости ухода от их «дихотомизации»: конструктивное решение «жизненных дилемм» находится не предпочтением или отказом от одного из очевидных выборов, но альтернативой, индивидуально выстраданной и пересматриваемой. Тем самым акцент делается на внутренних ресурсах чело века, его способах «проживания» экзистенциальных проблем.

Ответы на экзистенциальные «вызовы» составляют сущность «жизнетворчества», а конструктивные способы внутренней работы с экзистенциальными проблемами являются основой душевного здоровья как высшей формы психологического здоровья человека.