Рождение онтопсихологии / Журнал «Alma mater» (Вестник высшей школы) Специальный выпуск «Премия Менегетти – 2012», 2012

Основная цель онтопсихологии состоит в онтологической связи. Это — то формальное, которое образует реальность проекта. Это понятие появляется на стыке онтологии и практического решения проблемы в разных областях: от здоровья до бизнеса, реализованного в соответствии с corebusiness, от научного исследования до экономики.

Это понятие было положено мной в основу прикладного метода, неоднократно подтвержденного на практике. 40-летний опыт его практического применения в разных частях мира всегда приводил к достижению желаемого результата.

Элементарную теорию не так просто понять, в особенности, когда она одновременно применима к ядерной физике и философии реального мира. Прежде всего, это связано с тем, что она опирается на открытия, пока еще неизвестные официальной науке. Такие как, например, онто Ин-се, монитор отклонения и семантическое поле.

Тем не менее Фонд, благодаря своей широкой деятельности, осуществляет подготовку культурного и психологического плана, дающую возможность понимания и использования этих знаний, ведущих свое начало от элементарного проекта, по принципу которого природа создает человека.

Антонио Менегетти

Итальянский ученый Антонио Менегетти (родился в 1936 г.) посвятил теоретическому обоснованию и практическому применению онтопсихологии около сорока лет. За это время онтопсихология стала не только практически применимой, она утвердила определенную философию жизни, включающую в себя как вопросы психического здоровья и совершенствования личности, так и экзистенциальной ценности и эстетики бытия.

Психология как наука фактически сформировалась в конце XIX в. с работ лаборатории Вундта, открытий Фрейда, Юнга и бихевиористов. Однако ни уважаемые мэтры, ни их последователи не сумели дать удовлетворительных ответов на вопросы о природе Человека. В 1950-е и 1960-е годы эта недосказанностьпроявлялась также в разных сферах творческой деятельности — в философии (Фромм, Адорно, Маркузе), живописи (Пикассо, Дали, Модильяни), литературе (Камю, Сартр, Симона де Бовуар), музыке, моде. Исследования Фрейда, Адлера и Юнга фокусировались на клинических заболеваниях, между тем следовало выходить на более широкий простор социальной жизни.

Осознание того, что многие причины человеческих недугов следует искать в социальной сфере появилось еще до начала Второй мировой войны. Так, известный ученый Эдмунд Гуссерль в лекциях, прочитанных в середине 1930-х годов в Вене, отмечал, что некоторые психические заболевания человека социально обусловлены. Он говорил о необходимости в связи с этим обновления философии и психологии, пересмотре традиционных научных подходов, призывал к отказу от привычного взгляда на окружающий нас социальный мир. Гуманистическое направление в психологии, заданное распространенным тогда в Европе экзистенциализмом, предлагало новое прочтение отношений врача-терапевта и клиента, который перестал быть пациентом и стал сотрудником в достижении выздоровления. Более того, утверждалось, что именно в сфере бессознательного нужно искать лучшие качества людей и следовательно, каждый из них способен к самореализации. Об этом писали в 1950—1960-е годы прошлого века основатели экзистенциальной ветви психологии Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Ролло Мэй.

Полученное Менегетти духовное и философское образование дало ему возможность воспринимать личность человека в более широком смысле в отличие от того, как это делали исследователи с медицинским образованием. Несмотря на это преимущество, он чувствует необходимость интегрировать свои обширные знания с практическим опытом исследователей-медиков, а также со светским образованием. Он исходит из понимания того, что Человек — сложнейшее явление современного мира, и потому изучать его следует комплексно, используя методы не одной или двух, а многих наук. Поэтому Менегетти изучает и сопоставляет различные теоретические подходы и позиции социальной философии, психологии личности и клинической психиатрии. Ему интересно знать, как они отвечают на проблемы, затронутые Гуссерлем, экзистенциалистами и такими выдающимися психиатрами и социофилософами, как Карл Ясперс и Людвиг Бинсвангер. Но наибольшее впечатление на Менегетти произвел терапевтически-философский подход Виктора Франкла: в ходе встречи с основателем логотерапии в Вене он обратил его внимание на вопросы, связанные с языком бессознательного и личной ответственностью клиента.

Уже в первых философских работах Антонио Менегетти интуитивно улавливает, что многие проблемы связаны не столько с человеком как таковым, сколько с их интерпретацией и рациональностью приемов практического применения. Он отмечает, что в какую бы форму не облеклась идеологическая позиция — в форму моды, философского учения или политического мировоззрения, — она не должна восприниматься в качестве абсолюта. Это не более как рациональное отражение, которое никогда не может полностью совпасть с реальностью.

Ознакомление с теоремой неполноты формальных систем математика Курта Гёделя и принципом неопределенности физика Вернера Гейзенберга становится для Антонио Менегетти своеобразным интеллектуальным вызовом: математика представляет собой выраженную систему рациональных суждений, но окружающую нас действительность нельзя измерить с абсолютной точностью. Иными словами, рациональность демонстрирует свою ограниченность, и потому Менегетти не довольствуется шаблонным ее измерением, ему нужен аутентичный и конкретный эмпирический результат.

С 1970 по 1973 гг. Менегетти читает курсы «Основы пасторской психологии», «Клиентцентрированная терапия Роджерса», «Онтопсихология человека» на философском факультете Университета Св. Фомы Аквинского в Риме. В этот период становится очевидным, что преподаваемый им материал явно выходит за рамки концепции Роджерса, то есть Менегетти уже формулирует свою оригинальную теорию. Одновременно в клиническом аспекте он интересуется проблемой шизофрении — распространенной в современном обществе психопатологии со смутными контурами для исследователей с традиционными подходами, но не для специалиста обладающего подготовкой в области онтопсихологии.

Увлеченный данной тематикой, Менегетти начинает независимую исследовательскую работу и на собственные средства в 1971 г. создает в Риме Центр онтопсихологической терапии, где ему приходится работать с пациентами с тяжелыми психическими расстройствами, которым не смогли оказать помощь в государственных лечебных учреждениях. Ему же удается вылечивать этих людей, и с опорой на полученный уникальный опыт он оттачивает прикладные аспекты теории. Открытия, сделанные им в ходе ежедневной работы в качестве психотерапевта, он обсуждает с учеными на нескольких конференциях, которые организует и проводит с 1973 по 1978 гг.

Результатом напряженной работы стало наиболее значимое его открытие — феномен «онто Ин-се», позволяющий обозначить источник психической деятельности. Он является критерием ценностей и определения функциональности индивида. Будучи внутренним и сугубо личным принципом, Ин-се не зависит от внешней среды, которая для него относительна, но используется в реализации его утилитаризма. Это тот критерий, который предвещала, но так и не выявила школа Роджерса.

Открытие принципа онто Ин-се дало объяснение открытиям Гёделя и Гейзенберга, а также стало ответом Гуссерлю: «Реальность развивается посредством формальных открытых проектов. Стоит уловить сам проект и его взаимосвязи, как можно измерить, проконтролировать и предугадать результат». К тому же совокупность трех его открытий — семантиче-ского поля, онто Ин-се и монитора отклонения — нацелена не на отбрасывание или уничтожение науки, а на придание ей еще более прочного основания, ведь очевидность — это та единственная реальность, которая не требует дополнительных доказательств. Открытия Менегетти, подтвержденные результатами его исследовательской деятельности, стали основанием нового направления психологии и базой не вызывающих сомнения данных, которую в 1930-х годах пытался создать Гуссерль.

В 1978 г. А. Менегетти учреждает неправительственную организацию — Международную ассоциацию онтопсихологии, которая в конце 1990-х гг. получит консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН. Ассоциация ставит своей целью популяризацию онтопсихологии, которая благодаря своим открытиям задает эпистемическое основание познанию. На территории стран СНГ научную, образовательную и культурную деятельность в области онтопсихологии c 1996 г. координирует Славянская ассоциация онтопсихологии.

Итак, онтопсихология — это психология бытия человека во всей его целостности и полноте. Разделяя взгляд психологов гуманистического направления на наличие у человека позитивного потенциала, онтопсихология придает решающее значение выбору человека, создающему самого себя. Понимание человека в онтопсихологии всегда осуществляется через культурно-исторический контекст и ориентировано на всестороннее изучение бытия человека в этом мире.

Онтопсихология в высшей степени практическая наука, что подтверждает многолетний успешный опыт использования ее методов и инструментов в индивидуальной и групповой психотерапии, бизнес-консалтинге, раскрытии личностного потенциала руководителей и персонала государственных и частных, в том числе коммерческих организаций, в маркетинге и рекламе, в художественном творчестве и современном искусстве и др.

Онтопсихологический подход дает индивиду прерогативу изучения и развития его собственного существования. Применение методов онтопсихологии приводит, как правило, к достоверному результату. Особое внимание в своей практической деятельности онтопсихологическая школа уделяет проблемам молодежи. Онтопсихология утверждает, что молодой человек способен поддерживать свою аутентичность через стиль жизни, созвучный его натуре. Даже в молодом возрасте можно стать лидером жизни как для себя, так и в отношении с другими людьми. 

«Сейчас мы существуем в новом мире и потому нуждаемся в ином способе отношения к предметной данности и к самим себе», — пишет Менегетти. Новый мир для него — это динамичная и постоянно меняющаяся реальность, требующая от человека не просто обычной адаптации, но способности рационально выстраивать стратегию и тактики своего поведения в условиях нарастающих темпов социальных изменений.

Области применения онтопсихологии охватывают все виды деятельности и творчества человека: наука и образование, экономика и медицина, психология лидерства и менеджмента, политика, социология, искусство и многое другое. Онтопсихология была апробирована во многих частях света, а ее результативность доказана в различных национальных культурах и традициях, что подтверждает единую природу человека. Благодаря научным исследованиям, апробации и доказанным результатам, Менегетти удалось определить и выделить процесс и феноменологию интуиции, этой ключевой информации, которая открывает доступ к решениям в различных прикладных сферах деятельности, в частности, в секторе экономики и предпринимательства.

Онтопсихология значительно расширила проблемное поле психологической науки, что отвечает не только потребностям ее развития, но и традиционному для европейской гуманитарной мысли вниманию к экзистенциальному измерению человеческого существования. Сегодня можно констатировать, что успешное становление индивида как личности с помощью онтопсихологии возможно. Таким образом, человечество обрело целостную модель нового научного подхода к актуальным проблемам бытия, который может быть успешно применен в любой сфере его жизнедеятельности.