Диада

Diade

Греч. δυο [duo] – два.

Симбиоз двух или нескольких индивидов, предполагающий иерархическую зависимость. Более сильный индивид формализует и поляризует более слабого, который тем самым перенимает стиль жизни более сильного.

Может быть позитивной или негативной.

Диада — неустранимая реальность в существовании человека. Вся жизнь — это диада, движение. Любая реальность является таковой и существует, поскольку установлена в отношении.

Диада означает: движение вдвоем, при котором движение одного не может осуществляться без совпадения с движением другого. Это единство действия, идущее из двух центров, один из которых не может жить без сосуществования с другим. Концептуально диада сильнее, чем понятие симбиоза, так как диадические отношения предполагают абсолютную потребность в другом.

В жизни автономии не существует: субъект приходит в этот мир и живет хорошо в той мере, в какой функционируют совместные объединения. Объединение двух единиц, однако, обретает ценность, только если единство действия — экстремум данного взаимоотношения - значимо, прежде всего, для самого себя.

Диада формирует сознание, «шахматную доску» рациональности, модус самодвижения в существовании. Человек обучился своим логическим и эмотивным модусам из первой диадической связи. Важно понять тот факт, что диада информирует, структурирует не только логические, но и эмотивные модусы.

Психотерапевтический процесс состоит в том, чтобы вывести человека за пределы диадических отношений в свободное, открытое пространство. В этом смысле онтопсихология позволяет восстановить диадическую связь с Бытием. Первичная диада для человека — метафизическая, то есть связующая бытие и существование, «Я» и Ин-се. Это — критерий, с помощью которого Ин-се оценивает историческое действие: насколько ценно мое действие «здесь и сейчас» перед лицом Бытия?

Синтетически концепцию диады можно представить классификацией четырех типов диад.

1. Танатическо-регрессивная*: патологическая связь, в которой "материнское" ядро является поглощающим, полностью себе подчиняющим и редуцирующим "ребенка", вследствие чего диадический осмос смертелен для обоих.

2. Навязчиво-повторяющаяся: "ребенок" подвергается воздействию одинаковых стимулов с неизменным содержанием, что закрывает для него возможность креативности. Человек фиксируется на уровне биологического цикла и движется к преждевременной старости.

3. Эволюционная: один из полюсов диады непрерывно связан с экогенезом жизни; является провоцирующей и стимулирующей рождение «Я». Наблюдается, когда один из полюсов является гарантией роста другого. Здесь можно выделить два подтипа: временно функционирующую диаду, когда устанавливается связь, дающая тематическое (по идентичности и функции) усиление единству действия, и метафизическую диаду, когда эволюционно ведущий находится в онтической диаде или, другими словами, в постоянной диаде с универсальным экогенезом, отчего представляет собой «пиковое переживание» (peak experience) бытия.

4. Случайная-временная: включает все привычные деловые, дружеские и тому подобные отношения.

Чтобы извлекать пользу из этих отношений, индивид должен всегда руководствоваться тремя критериями.

а) Необходимо прислушиваться к организмическому ответу, то есть к висцеральной реакции. Необходимо бдительно относиться к мелочам в эмоциональных контактах. Речь идет о том, чтобы с огромным вниманием управлять вхождением и выходом из каждого контакта; это также относится и к отношениям, длящимся секунды или минуты. Прежде чем вступить в контакт, нужно на мгновение остановиться, чтобы получить время и прислушаться к организмическим сигналам, определить цель контакта и т.п.

б) Никогда не следует терять из виду цель, мотивацию отношений.

в) Нужно всегда поддерживать собственный профессионализм, сохранять глубинное чувство собственного достоинства.