Конгресс "Режиссура и бессознательное" в Каннах
В преддверии Каннского Фестиваля в 2001 г. Конгресс "Режиссура и бессознательное" рассмотрел проблему воздействия киноиндустрии на психику человека и сопоставил различные способы создания кинофильмов. Были проведены круглые столы с режиссерами и кинокритиками, включая анализ кинокартин "Клетка" (The cell, США), "Четверка" (O quatrilho, Бразилия) и "Взгляд" (Китай), а также ретроспективный показ картины "Поколение Протеус" (реж. Освальд Каммелл, 1977).
Впервые конгресс «Кино и бессознательное» был проведен более десяти лет назад в Риме, и уже тогда онтопсихологическая школа представила новый метод анализа и оригинальный критический подход к кино. С тех пор прошло много лет. Онтопсихологическая школа продолжала свои исследования основ архитектуры человеческого бессознательного. На конгрессе 2001г. были представлены возможности научно-логического понимания фильма. С точки зрения Менегетти, «действие фильма реально, когда его образы соответствуют реальности, и меметично, когда этого соответствия нет; за меметическим образом нет реальности». Анализируя образ, можно понять идет ли речь о патологической интенциональности или интенциональности проекта жизни. Итальянский телеведущий Андреа Пеции, открывавший конгресс, отметил, что существуют «две системные функции кино: способность к меметическому представлению «новизны» действительности, с которой в итоге отождествляет себя зритель, и функция гарантии доминирующей идеологии экономики». В заключении своего выступления он сказал: «посмотрим, возможно ли продвинуться по пути эволюции и совершенствования системы, в которой кино сможет стать жизнью, а жизнь отразиться в кино».
Далее в работе конгресса были показаны фильмы «Поколение Протеус» и «Клетка». Режиссер последнего фильма присутствовал в зале. Фильм «Клетка» - первая кинематографическая работа индийского режиссера Тарсема Сингха, известного своими рекламными роликами и видеоклипами (например, Loosing my religion, Rem). Героиня фильма, в роли которой снялась Дженифер Лопес, является психологом. Она апробирует новую технику, благодаря которой можно проникнуть в разум пациента. Результативность метода пока не доказана, но возникает необходимость пробраться в разум шизофреника – серийного убийцы, пребывающего в коме, с целью выяснить, где киллер прячет последнюю из своих жертв. Антонио Менегетти, выступая в роли интервьюера, подвел режиссера к объяснению созданного им фильма. Всплыли некоторые факты детства, с очевидностью представленные в некоторых эпизодах фильма, была прослежена взаимосвязь между образами кинокартины и личностью самого режиссера. В процессе разговора выяснилось, что, например, сюжет фильма был навязан продюсерами, потому что кинопродукция такого рода пользуется наибольшим успехом; а постановка сцен, выбор образов были осуществлены режиссером практически случайно. В заключении Менегетти подвел итог: «Воплощая на экране определенную историю, каждый великий режиссер вкладывает в нее реальность собственной души. Поэтому каждый фильм являет собой бесконечную новизну, и каждый человек окрашивает собственной индивидуальностью историю, которая принадлежит всем».
Совершенно иным оказался следующий фильм программы конгресса, а именно картина бразильского режиссера Фабио Барето «Четвертка». Фильм снят по одноименному роману Ж. К. Просентано, в котором рассказывается незатейливая история итальянцев, прибывших на берега Латинской Америки в начале 20 в. В 1996г. фильм номинировался на Оскар в категории «Лучший зарубежный фильм». Перед нами предстают сцены из жизни двух итальянских семей, эмигрировавших в Каксиас до Сул, столицу венецианских переселенцев в Бразилии, в провинции Рио Гранде до Сул.
Во вступительном слове Менегетти отметил – «”Четверка” представляет собой первую страницу истории Бразилии. Это исторический фильм, красивый и жизненный, смотря который бесполезно терять время на анализ раздоров между главными героинями, потому что речь идет о сотрудничестве между людьми. В целом, это позитивный фильм, и создавший его режиссер способен нести в мир жизненное кино». Режиссер Барето пояснил – «Я прекрасно осознаю факт того, что являюсь инструментом коллективного бессознательного. Наибольшее удовлетворение я получаю, когда вижу реакцию публики на образы кинокартины: это помогает мне больше познать себя и измениться в случае необходимости. Я думаю, что кино – это искусство наиболее близкое человеческому существу, его бессознательному, которое мне представлялось свободным. Но сейчас я вижу, что оно заключает в себе определенную архитектуру. Для меня очень важно снимать кино в Бразилии, потому что в итоге это служит эволюции коллективного бессознательного… В Бразилии многие критики единодушно сошлись на том, что фильм с трудом можно назвать бразильским, потому что заканчивается он слишком хорошо. Данный факт зависит от своеобразной формы негативной культуры, которая пронизывает всю страну. Национальная культура, совсем по-другому показанная в фильме, позволяет бразильцу иначе почувствовать себя». Разбирая фильм, Менегетти сделал вывод, что в нем показана любовь без примеси чувства вины – «можно создать фильм о жизни: он нравится и увлекает… Маленькие, обыкновенные люди, показанные в фильме, среди всевозможных трудностей всегда находили правильную дорогу выхода и, ко всему прочему, находили любовь». Затем Менегетти спросил бразильского режиссера: «Может быть, в детстве Вы были свидетелем счастливой любви какой-то сильной женщины?». Барето ответил: «Я родился в матриархальной семье, где все женщины были сильными, но мне на ум приходит моя бабушка, которая в 15 лет убежала из дома». «История состоявшейся любви бабушки вдохновила режиссера на создание фильма», - заключил Менегетти, - «одна особая женщина способна продолжить творение в других. Диада сама по себе не негативна. Очевидно, что в этом случае была эмпатическая связь, любовь к бабушке. Другой аспект, который с очевидностью прослеживается в фильме, состоит в необходимости того, чтобы каждый индивид сам находил ответ на собственные потребности, не взирая на власть и предписания социальных институтов».
Заключительной лентой стал фильм «Взгляд» (в китайской версии «Вздох») китайского режиссера Хонг Ксяо Гана, представителя нового поколения китайских режиссеров. Режиссер сосредоточил свое внимание на истории одной пары, сталкивающейся с проблемой развода в современном Китае. Анализируя первые кадры фильма Антонио Менегетти определил последующие события: «Два человека и зияние туннеля: фильм рассказывает о жизни одной пары в рамках игры общества, о страданиях людей в системе, все еще слишком жестко контролирующей своих граждан. Здесь нет крови, нет крупных разногласий». Все движения китайского театра, на первый взгляд могут показаться достаточно медленными, но каждый жест несет в себе суть, передавая повышенную эмоциональную активность субъекта.
«Онтопсихология разработала большое количество инструментов работы с бессознательным, предлагая логическое и интуитивное его использование, что позволит человеку развиваться. Наблюдая за эффектами, которые вызывают многие образы кино в глубине человеческого бессознательного, можно говорить о его патологическом воздействии… Кинокартина может быть как химией болезни, так и здоровья. Достижение гуманистического здоровья требует целостности человека и фильма. Следовательно, необходимо вывести на сцену жизненный успех, подчеркнуть значение борьбы для того, чтобы привести человека к тем пределам, где существование служит более высоким гуманистическим ценностям».
Основной вывод работы конгресса прозвучал в качестве ответов на вопросы: «Что хорошо и что плохо в современном кино и кинематографе в целом? Какие предложения, по-настоящему новые, можно было бы внести?». Современное кино не отражает в полной мере все измерения взаимодействия между индивидом и обществом, зачастую отражая лишь первые из следующих: 1) меметическая реальность (измерение фальшивых идей и ценностей, не приносящих позитивный результат для человека в реальной жизни); 2) реальность комплексов; 3) сознание; 4) социальная реальность; 5) измерение онто Ин-се. Возможно, если бы удалось вынести на экран все пять измерения, которые являются частью взаимоотношений человека и общества, то появились бы фильмы, которые удовлетворили бы рынок, но при этом дали бы людям возможность понять нечто большее о жизни и самих себе. Возможно, не так сложно создать проект фильма, опирающийся на проект человека.
Дополнительные источники:
1 См. Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. – М.: БФ «Онтопсихология», 2009.
2 Новая онтопсихология. N 2. Декабрь, 2001.