Онтопсихология как наука

Современная онтопсихология является результатом развития нескольких областей и направлений психологической науки и интегрирует ряд их существенных представлений. Это, прежде всего, психология развития, которая в последние десятилетия все более отчетливо превращается в психологию жизненного пути. Такое будущее развитие психологической науки предвидел Ананьев, говоря об онтопсихологии как об области психологии, которая объединит возрастную и дифференциальную психологии и для которой «естественный масштаб измерений - человеческая жизнь в целом» (1968), что было операционализировано в его работах в понятии жизненного пути человека.

Немалую роль в становлении онтопсихологии и ее идей сыграла «третья волна» психологии - гуманистическая психология, которая сделала акцент в описании проблем развития человека на идеях личностного роста и самореализации. Наконец, развитие экзистенциальных идей в психологии с их акцентом на субъективном переживании человеком проблем своего существования и его способности быть творцом собственной жизни стало важной составляющей в развитии идей онтопсихологии А. Менегетти. Кроме этого, современная онтопсихология интегрирует, придавая ей психологический смысл, идею экзистенциальной философии о подлинности и неподлинности человеческого существования. Важно подчеркнуть, что в онтопсихологии понимание человека всегда осуществляется через культурно-исторический контекст.

Если предметом онтопсихологии фактически является жизнь человека во всех ее проявлениях, главным объектом ее внимания - человек как субъект своей жизни, автор своей судьбы, реализующий задачу «жизнетворчества», то ее исследовательские задачи реализуются в разработке и анализе таких категорий, как время и пространство жизни человека, жизненные выборы и цели жизни, стратегии и стиль жизни и др. Введение этих категорий в понятийный аппарат психологической науки является неизбежным следствием ее обращения к бытийной составляющей существования и развития человека.

«Сейчас мы существуем в новом мире и потому нуждаемся в ином способе отношения к предметной данности и к самим себе» (Менегетти, 2002). Новый мир, в котором мы существуем, - это, прежде всего, динамичная, постоянно меняющаяся реальность, требующая от человека не просто традиционно понимаемой адаптации, но способности выстраивать стратегии своего поведения в условиях постоянно нарастающих темпов социальных изменений. В свое время французкий психолог, Серж Московичи, сформулировал эту идею как необходимость перехода от «науки порядка» к «науке движения» (1984), что предполагает, в том числе, переход от статичных описаний к динамическим.

Интеграция этой идеи становится частью процесса методологической саморефлексии, характерного, по мнению специалистов, для современной психологии. О развитии психологии можно говорить проводя аналогии с жизнью человека: жизненный путь этой науки - история обретения самостоятельного научного статуса и развития; история, описанная языком фактов, событий, идей и деятельности людей, эти события и идеи создававших. Ее самореализация - это осознание своих возможностей, раскрытие своего потенциала и ресурсов. Ее экзистенциальный поиск - это осознание своей миссии и смыслов своего существования.

Осознание своей социальной миссии психологией предполагает, среди прочего, необходимость самоидентификации в рамках конкретного социокультурного контекста. Этот процесс - в определенной оппозиции к доминированию американского варианта развития психологии - в европейской науке, в частности социальной психологии, активно проходил в 70-80-х годах. Результатом этого стало появление и интенсивное развитие новой европейской социальной психологии, учитывающей своеобразие культуры и ментальности европейца. Российская культура - при всем ее своеобразии - также культура контекста, традиции, социально направленной ментальности, что не может игнорироваться психологической наукой. И в этом смысле нам предстоит не простой путь осознания собственных особенностей и собственных проблем.

Психологи - часть той матрицы, которую мы изучаем. Но рассуждения о «матрице» нашего существования - это и осознание нашей связи со временем, которое не только накладывает, как принято говорить, свой отпечаток, но единственно только и дает психологам возможность понимать и описывать окружающий мир. История психологии в лице ее наиболее ярких представителей свидетельствует, что именно способность видеть и ощущать жизнь, быть открытыми ей, только и может быть источником видения новых феноменов.

Осознание этого и ориентация на самые актуальные проблемы существования человека делает онтопсихологию современной наукой. Наукой, отвечающей потребностям и современного человека и откликающейся на реалии современности, видящей конечную цель психологического знания в совершенствовании человека и человеческого общества.


По материалм доклада профессора, доктора психологических наук Гришиной Н.В. на Научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2006".