XXII Summer University of Ontopsychology

/ г. Ассизи, Италия

«Искусство – это жизнь, здоровье, превосходная школа, хороший вкус как переменная совершенства… Искусство должно исходить из реальности, которая представляет собой единство жизни, является истинной и прекрасной», – считает профессор Антонио Менегетти, подчеркивая, что «необходимо, следовательно, попытаться выйти из культуры и искусства несчастья».

В Ассизи – сердце Италии – прошел XXII летний университет по онтопсихологии, где собрались ученые, психологи, художники и журналисты со всего мира. В его работе приняли участие один из крупнейших живущих философов-томистов – падре Абелардо Лобато, долгое время бывший деканом философского факультета Университета Св.Фомы Аквинского (в Риме), заведующий кафедрой социологии Римского университета Ла Сапьенца профессор Паоло Де Нардис, а также декан факультета психологии Санкт-Петербургского университета Цветкова Лариса Александровна и другие специалисты факультета.

В рамках саммер профессор Антонио Менегетти, основоположник онтопсихологии, художник и философ с мировым именем для наглядной демонстрации того, о чем говорится использует анализ фильмов великих режиссеров, таких как Феллини, Бергман, Тарковский, ряд работ Пабло Пикассо и фреску «Страшный суд» из Сикстинской капеллы работы Микеланджело как олицетворение апофеоза эпохи Возрождения.

Прошло более 30 лет с момента первого издания книги «Кинотерапия», которая сегодня (переведенная на разные языки) после многочисленных повторных изданий публикуется под названием «Онтопсихологическая синемалогия». Фильмы, как сказки и сны, богаты образами и подтекстами, и каждый человек видит и интерпретирует их по-своему, исходя из собственного жизненного опыта, психологии восприятия, ценностей и воспоминаний из детства. Кино не только воспроизводит реальный мир, но и реализует воображаемый. Это всегда сплав внутреннего мира режиссера и того кванта бессознательного, который выплескивается в творчестве видео образов, воспоминаний детства, фантазий, идей и миражей. Каждый день миллионы людей во всем мире неосознанно впитывают все то, чем художники наполняют свои полотна, архитектуру зданий, дизайн, моду и рекламу, которым мы безо всяких сомнений распахиваем самые потайные дверцы нашей души.

Читаем в газетах: «Недавняя августовская сенсация! Восемьдесят три миллиона американских подростков отдают свой голос за «Сумерки» – фильм в жанре ужасов про вампиров по мотивам четырехтомной одноименной саги – который, в результате, становится обладателем девяти наград “Teen Choice Awards”. Эта награда вручается по результатам голосования обширнейшей аудитории подростков в возрасте до 18 лет за достижения в области музыки, телевидения и кино».

Если так все пойдет дальше, останется ли в будущем место для реалистичного кино? Когда эти дети вырастут, будут ли они продолжать «просить» у кино воображаемые миры?

Необходима какая-то альтернатива.

Этот год Европейский Совет и ООН объявили годом креативности и инновации.

«Мы много говорим об экономике, политике, идеологии, но о психическом факторе общество до сих пор знает достаточно мало, – отмечает Менегетти. – Современная наука должна найти единый критерий функциональности для человека того или иного произведения искусства, раскрыть реальные следствия, вызываемые при соприкосновении с кино, музыкой определенного типа, как на физиологическом, так и на психическом уровне».

Когда-то давно искусство несло и передавало совсем иной смысл. Это было время, когда человек был главным действующим лицом в искусстве и обществе, что, например, отразил на своих полотнах и в скульптурах Микеланджело. Те, кто занимается наукой, политикой, культурой, экономикой, несут долг по восстановлению значения наследия прошлого – великих учителей, философов, мыслителей, таких как Аристотель, Кант...

Вооружившись методом и указаниями собственного внутреннего мира, бессознательного, интуицией, человек неизбежно приходит к результату. Ему необходимо лишь научиться языку мудрости инстинктов, языку жизни. Подобно тому как Сон, отражающий интуицию, отражает настоящий жизненный инстинкт человека: особое удовольствие в возможности доказать себе, что жизнь прекрасна, представляет собой новизну, поэзию, музыку, иначе этот мир был бы скучен!

«Подчеркнуть Бытие в его сущностной уникальности, истинности, доброте, красоте» – вот задача истинного искусства!

С материалами Summer University 2009 Вы можете ознакомиться в одноименной книге.