Международная научно-практическая конференция «Искусство как замысел жизни» в Доме ученых
27 мая 2011 г., в день рождения Санкт-Петербурга в Доме ученых состялась международная научно-практическая конференция, посвященная теме «Искусство как замысел жизни». В контексте города, олицетворяющего собой поиск истинного в искусстве, речь шла о сущности и предназначении искусства, об ОнтоАрте как принципе «управления прекрасным в онтологической связи, в онтологическом посредничестве».
Конференция прошла в здании бывшего дворца Великого князя Владимира Александровича (сына императора Александра II), который был знатоком и ценителем живописи, возглавлял Императорскую Академию художеств, в его дворце хранились картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова, Н. И. Крамского, Ф. А. Васильева, К. Е. Маковского, И. К. Айвазовского и других русских художников.
Величественен и дворец князя на Дворцовой набережной, его фасад выполнен в духе венецианского палаццо, что соответствовало архитектурным традициям Санкт-Петербурга. Об этих традициях и исторических параллелях говорила на конференции Людмила Вербицкая, президент Санкт-Петербургского государственного университета. Конференция прошла 27 мая в день основания Санкт-Петербурга, рожденного благодаря замыслу Петра I. «Особое очарование и стройность города, особое изящество линий зданий – это заслуга архитекторов-итальянцев», которых Петр пригласил строить новую столицу Российской империи. Благодаря воле Петра I появился и первый в России университет, где 7 лет назад открылась первая в мире кафедра онтопсихологии.
Почти 7 лет ректором университета был Михаил Васильевич Ломоносов, физик, химик и математик, специалист по минералогии, великий лингвист и мастер в производстве цветного стекла и мозайки. «думая о Ломоносове, я провожу параллели с профессором Менегетти. Он великий психолог и художник, удивительный композитор и музыкант и необыкновенный дизайнер», – говорила Людмила Вербицкая. – «И появление 7 лет назад кафедры онтопсихологии особенно важно для университета, так как онтопсихология – это в первую очередь внимание к личности человека».
Именно с человека начинается разговор об искусстве, который не имел бы смысла, если бы исчезла потребность в искусстве, если бы сегодня не существовало запроса на искусство со стороны человека. Но этот запрос есть. Особенно от молодых, кто ищет, в том числе и в искусстве, ответы на жизненно важные вопросы. Об этом говорила на конференции Ольга Даниленко, доктор культурологии, профессор факультета психологии СПбГУ. «По результатам исследований факультета, современные молодые люди обращаются к искусству в поисках ответа на самые важные вопросы, в том числе вопросы о смысле жизни». Искусство, как источник духовной информации, позволяет лучше понять окружающий мир во всем разнообразии его проявлений, а также место человека в этом мире. Именно в этом состоит педагогическая функция искусства, способного влиять на общество, создавая различные модели поведения. А следовательно, именно в этом основная ответственность, лежащая на личности художника. Особенно сегодня, когда человек обрел куда больше свободы, чем в прошлом, и перед молодыми людьми встает вопрос: как этой свободой распорядиться?
Конечно, уже сам факт поиска людьми ответа на главные экзистенциальные вопросы означает, что существует активная потребность в понимании себя, жизни, развитии собственной личности. И искусство могло бы ответить на эту потребность, но искусство, созвучное развитию жизни. Развитие – это значит изучить, понять и превзойти накопленный за столетия опыт. Это качественное улучшение, это открытие новых форм для выражения вечного смысла и неповторяющейся игры бытия, отраженной в уникальности личности художника. Развивать – значит не отрицая превзойти и идти дальше, привнося новое.
Однако этого не происходит, и духовный спрос так и не удовлетворен предложением со стороны тех, кто сейчас пытается творить искусство. Причины этого противоречия приоткрыла в своем выступлении Марина Чекмарева, представив ретроспективный анализ развития современного искусства за прошлый век. Она показала, что тот выбор, который был сделан художниками на заре XX века, по историческим, но также и по субъективным причинам, привел лишь к кризису, к тому состоянию, которое сегодня вновь можно охарактеризовать как «разброд и шатания» среди художников.
О глубинных причинах кризиса современного искусства, исторических и социологических, говорил профессор А. Менегетти. Искусство элитарно в силу самого акта своего творения, который эксклюзивен и бесценен, так как воплощает в материи метафизическое, вечное. Оно всегда привлекало сильных мира сего, поддерживалось, передавалось и фильтровалось «социальной олигархией» – королями, царями, императорами, которые использовали искусство «во имя своего прославления, но также и во имя того прекрасного, что было над ними», тем самым пытаясь символизировать себя с подобием Бога. Социальная олигархия создает, возвышает и передает посредством искусства «приматы человеческого духа». Но после французской революции, которая привела к разрушению монархий, начинается и разрушение искусства. И было разрушено то, что считалось «языком могучих мира».
«Чтобы заниматься искусством, необходимо быть свободными от любых проявлений материальности плоти», – говорил профессор Менегетти, и в качестве примера привел работы Антонио Канова, которые участники конференции могли видеть чуть раньше, во время лекции в Эрмитаже. Когда куски мрамора, с которыми работает скульптор, полностью в его власти, «материя устранена, вес аннулирован, тело аннулировано, все преображается, метаболизируется, переходит в метафизическую формализацию света». Это порядок света, веяние духа, который становится причиной и возвышает, тем самым подтверждается и утверждается трансцендентное происхождение (начало) искусства.
«ОнтоАрт означает управление прекрасным в онтологической связи, в онтологическом посредничестве. Бытие должно рождаться, должно появляться через воплощение, которое художник осуществляет в материальности средств и техники выражения, которые он использует и задействует».