Защита магистерских диссертаций. 2009

/ Санкт-Петербург, СПбГУ
18 июня 2009 г на кафедре онтопсихологии СПбГУ состоялись защиты выпускных магистерских диссертаций. На суд комиссии было представлено 6 научных исследований, посвященных наиболее актуальным вопросам современной психологии…

Подготовка и защита магистерской диссертации – это итог двух лет интенсивного обучения на кафедре онтопсихологии и увлекательного самостоятельного научного исследования выпускников в выбранной сфере. И в этот раз тематика работ была не менее разнообразной, чем в предыдущие годы.

Главной целью всех работ было приложение онтопсихологического подхода к решению сформулированных в исследовании проблем. Магистерские диссертации выпускников-онтопсихологов 2009 г. не только подтвердили уже имеющиеся представления, но и позволили увидеть новые возможности развития научных исследований в области онтопсихологии, а также ее практического использования в самых разнообразных сферах.

Исследование Сухорской Людмилы «Стиль воспитания как фактор формирования лидерского потенциала» было проведено на выборке успешных предпринимателей и топ-менеджеров из самых разных сфер деятельности. В результате была собрана информация о том, какие воспоминания сохранились у крупных руководителей, добившихся значительных успехов в обществе, об их детстве, воспитании, отношениях с родителями, что позволило сделать предварительные выводы о типе воспитания, раскрывающем лидерский потенциал личности.

В диссертации Горяевой Марины «Психологические координаты профессионального жизненного пути» был использован опыт диссертанта в сфере подбора персонала и сделан акцент на современном интегральном подходе к рассмотрению профессионального пути как части жизненного пути человека. Среди выборки профессионалов, достигших высоких результатов в своей сфере деятельности, собраны разнообразные данные об отношении к работе, самооценке, жизнестойкости.

Мкртчян Лилит посвятила свое исследование («Переживание чувства одиночества женщинами») переживанию чувства одиночества и осмыслению жизненного опыта – тем проблемам экзистенциального характера, которые «требуют мужества глубоко задуматься над осмыслением своей ситуации в этом мире и поиска ответов на возникающие вопросы».

В фарватере актуальной ситуации, связанной с мировым экономическим кризисом, была выполнена работа Басовой Ирины («Психологические особенности переживания кризисных ситуаций (на примере социально-экономического кризиса)»), которая провела свое исследование среди граждан Украины и России. Диссертантом была показана взаимосвязь между способом восприятия и преодоления социально-экономического кризиса и определенными психологическими факторами личности, был продемонстрирован основной вывод, что тяжесть переживания связана не столько с влиянием внешних факторов, сколько с внутренней ситуацией субъекта.

Интересной с практической точки зрения была диссертация Пикаловой Юлии, посвященная изучению влияния кино и использованию кинофильмов в практической работе психолога («Использование кинематографических образов в практике психологической работы»). В работе использовались кадры фильмов режиссера Ингмара Бергмана, и был собран обширный качественный и количественный материал о восприятии людьми образов, способности предугадать развитие событий фильма по первым кадрам, об ассоциациях, эмоциях и воспоминаниях, возникающих у людей на тот или иной образ.

Актуальность работы Матшина Руслана «Речевые проявления личностных характеристик пользователей социальных интернет-сетей (на примере письменных текстов)» связана с изменением функции Интернета от информационной к коммуникативной. Для обработки материала исследования была создана компьютерная программа, позволившая проанализировать 275 пользователей Живого Журнала и собрать много данных о взаимосвязи психических особенностей пользователей социальных сетей и их стилем ведения своих дневников.

Надо отметить, что не только тематика работ вызвала интерес и отклик преподавателей. Члены комиссии были приятно удивлены уровнем зрелости выпускников. Это и профессиональная зрелость психолога, и личностная зрелость человека. Как говорили сами диссертанты – обучение для них стало не просто периодом приобретения знаний, но и возможностью пересмотреть свои жизненные установки, сформулировать новые жизненные цели, увидеть новые ориентиры.

Поздравляем наших выпускников с успешным окончанием программы, присвоением степени МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ и желаем им никогда не останавливаться на увлекательном пути постижения искусства жизни!