Лекция А. Менегетти в Римском университете Ла Сапиенца на тему: «Синемалогия. Кино и бессознательное»

/ Университет La Sapienza, Рим - Италия


31 мая 2007 г. в конференц-зале факультета социальных коммуникаций и социологии состоялась синемалогия, в которой принял участие в качестве почетного гостя профессор Антонио Менегетти. Предметом обсуждения стал фильм «Теорема» Пьера Паоло Пазолини (Италия, 1968 г.), на который пал выбор в связи с его актуальностью и великолепной режиссурой.

 

«Я с большим удовольствием приветствую профессора Менегетти, который, безусловно, не нуждается в особых представлениях. Мы встречаемся с его личностью на страницах его книг, в процессе преподавания и, конечно, в многочисленных применениях разработанного им многогранного онтопсихологического подхода» – такими словами открыл мероприятие заведующий кафедрой социологии факультета социологии и президент Центра дистанционного образования (C.A.T.T.I.D.) Университета «Ла Сапиенца», профессор Паоло Де Нардис. «Мы ввели в программу обучения онтопсихологическую синемалогию, обнаружив в ней плодотворный синтез онтопсихологии и социологии, который сейчас находит свое применение в том числе и на уровне образовательных учреждений. Учитывая междисциплинарную природу нашего курса, адресованного не только студентам-социологам, но и тем, кто изучает социальные коммуникации и другие гуманитарные науки (в частности, студентам филологического, философского факультетов, факультета искусств и актерского мастерства), мы реализовали многогранность нашего подхода и заявленной темы».

«Синемалогия, – говорит профессор Менегетти, – представляет собой один из самых могущественных инструментов будущего, эффективный как для мировой индустрии, так и для непосредственного понимания того, что делает человек здесь и сейчас».

В выбранном фильме показана история человека в определенном историческом, политическом и культурном контексте. Фильм повествует о жизни мирной семьи, богатой, но разобщенной – в этом состоит драма того времени, впрочем, в высшей степени актуальная и в наши дни, – в которой внезапно появляется новый элемент, незнакомец. Этот незнакомец переворачивает и будоражит все вокруг и запускает диалектический ряд, в итоге находящий разрядку в вопле (фильм заканчивается воплем одного из героев).

«Пазолини отождествлял себя с разоблачителем, то есть с пророком или неким посланником, который вторгается в высшие слои буржуазного общества и переворачивает его, обнажая его внутреннюю пустоту. Таким образом, режиссер, будучи известным интеллектуалом и экстремистом, критикует современное ему общество, указывает на его кризис, но не предлагает при этом никакой разумной альтернативы».

В процессе обсуждения фильма участники получают ответы на следующие вопросы: почему Пазолини снимает таким обазом? Почему он использует этот образ? Каким был Пазолини с точки зрения бессознательной динамики? Что на самом деле представляют из себя главные герои?

В диалоге со слушателями после просмотра фильма профессор Менегетти говорит: «Речь идет о том, чтобы без всякого морализаторства войти в реальный факт, потому что фильм “Теорема” является “фотографией” той бессознательной динамики, которую нес в себе сам Пазолини. Ведь его реальная жизнь и вправду закончилась в “пустыне”: он был убит на пляже в Торваяника. Предпосылки этого уже содержатся в фильме; бессознательное Пазолини уже выстраивало этот исход, когда он был на вершине успеха, пользуясь широким признанием».

«Проблема сегодняшней молодежи, – объясняет Менегетти, – состоит не в утрате ценностей, а в том, что, потеряв путь к собственной идентичности, ты теряешь все. Какой смысл в том, чтобы приобрести все и при этом потерять самого себя? И поэтому, когда молодые люди спешат заполучить то или другое, они стремятся к чему-то внешнему, но может быть порой чуждому им самим. А это чуждое рано или поздно накапливается и, разумеется, себя же и уничтожает».

«Мы можем использовать фильм как “скальпель”, чтобы отсечь с его помощью то, что является неподходящим для нас и было привнесено общественным мнением, и тогда человек вновь обретает свою изначальность».