Конференция “Ананьевские чтения”: круглый стол кафедры онтопсихологии "Психология искусства"

/ Санкт-Петербург, Россия

21 октября 2015 года кафедра онтопсихологии приняла участие в ежегодной международной научной конференции “Ананьевские чтения”, проводимой факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета, и выступила организатором секции, посвященной психологии искусства.

Интерес к работе секции проявили более 50 человек из разных городов России и ближнего зарубежья: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Алма-Аты. Этот день, и в первую очередь, волнующая тема, об искусстве, объединили абсолютно разных людей: студентов, молодых ученых, которые пришли за новыми знаниями, и людей, которые были готовы поделиться своим опытом и дать ответы: преподавателей, психологов, искусствоведов, профессиональных рекламистов, фотографов.

В рамках секции были представлены эмпирические исследования и теоретические разработки в области психологии искусства в нескольких направлениях: изучение формы и идеи художественного произведения, отражение жизненного пути автора, восприятие произведения искусства, практические аспекты применения искусства в психологической практике.

Одним из важных акцентов в докладах стало соединение теории и практики. Практические аспекты докладов затрагивали такие виды искусства как изобразительное искусство, кино, музыку, танец, фотографию.

Проблема определения «искусства» и «антиискусства» вызвала живой отклик аудитории и позволила обозначить такой важный раздел психологии искусства как изучение критерия художественного творчества и художественного восприятия (кто создает искусство и какое искусство), что тесно связано с огромным потенциалом искусства в развитии творческих способностей индивида и формировании целостной аутентичной личности.

В ходе дискуссии были также обозначены перспективы развития научной парадигмы в исследованиях психологии искусства – онотологический подход, который содержит в себе основные принципы онтоарта, основанные на целостном подходе к изучению автора, произведения и зрителя, учитывая в том числе и такие аспекты как бессознательные динамики, внимание к организменным реакциям и эмоциям в момент восприятия произведения искусства, личностные качества автора и зрителя, творческую интуицию.

"Искусство само по себе не может сделать человека зрелым, но только зрелая личность способна осознанно воспринимать и творить искусство. Создавать свою личность – значит уметь создавать искусство". Антонио Менегетти.

C докладами на круглом столе выступили:

1. Дмитриева В. А., зав. каф., доц. СПбГУ
Эмпирические исследования по психологии искусства и принципы онтоарт

2. Чекмарёва М. А., методист, Эрмитаж
Восприятие современного искусства в музее: образовательные программы

3. Дробышева М. М., ГАУГН
Развитие идеи Б.Г. Ананьева в изучении жизненного пути Ван Гога

4. Харитонова Т. Ю., психолог, Эрмитаж
Психологические особенности интерпретации абстрактной живописи

5. Намди Д. М., асс. СПбГУ
Практические возможности применения визуального искусства в психологии

6. Третьякова Т. С., креативный продюсер, Свердловская киностудия
Фильм о лидерстве как инструмент педагогики и функционального развития молодёжи

7. Михайлова М. В., ст. преп., ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин»
Использование синемалогии в работе с представлениями о лидерстве среди молодежи.

8. Альмухаметова Я. Р., СПбГУ
Взаимосвязь личностных характеристик и особенностей̆ отношения к киногероям

9. Харлова К. С., координатор проекта Мелоданс, САО
Развитие потенциала личности средствами музыки и ритмики

10. Вереитинова Т.В., социолог, САО
Психологические особенности создания и восприятия рекламы средствами искусства

11. Терновой Д. В., психолог, Агентство деловой фотографии
Фотоискусство в психологической работе с предпринимателями по вопросам имиджа