X Международный Конгресс по онтопсихологии
С 6 по 13 мая 1984 года в отеле «Парко Деи Принчипи» прошел конгресс, на котором вновь поднята тема педагогики. В этот раз во взаимосвязи с политикой.
К этому времени центры онтопсихологии уже открыты в разных городах Италии ( в Риме, в Милане, Перуджи, Торино, Триесте, Неаполе, Латине), а также в Испании, Бразилии, Уругвае; накоплен опыт практического использования онтопсихологии в психотерапевтической практике и в педагогике в рамках "Школы-колледжа А. Менегетти".
«Какие альтернативы может предложить современная психология для формулирования законов, функциональных как для индивида, так и для государства?» - таков был вопрос, лежащий в основе конгресса, где говорилось о том, что цель педагогики должна состоять в «создании здоровой иерархии ценностей, следование которым позволит человеку стать сначала аутентичным, а затем – истинным».
В конгрессе принял участие ученые из Италии, Бразилии, Испании, Великобритании, ГДР, Швеции, СССР, в том числе профессор В.А. Малинин, вице-президент Философского общества СССР, и несколько других советских ученых.
Конгрессы по онтопсихологии к тому времени зарекомендовали себя не просто как коммуникация и представление новых данных и новостей, а скорее как «активная реальность». Семь дней интенсивной работы, которые показывали, что помимо многочисленных проблем есть свободные мыслители, действующие в русле открытой науки.
На открытии конгресса А. Менегетти сказал: «Онтопсихология появилась из опыта индивидуальной психотерапии, и после решения проблемы индивида, она может быть предложена для решения историко-социальных проблем».
Уточняя тему конгресса, он определил понятие политики как «гражданское развитие всех индивидов, сосуществующих в малых или больших группах». Когда человек обладает развитым сознанием, после решения своих индивидуальных проблем, достижения личного успеха, перед ним встает задача (и это не вследствие альтруизма или идеализма, а вследствие любви к жизни и своим ближним) выявить также и в обществе причины, которые препятствующие успеху человека.
Таким образом, сначала необходимы здоровые люди, обладающие точным инструментом познания, чтобы потом с достоверностью выявить причины патологии на социальном уровне.
Поэтому смысл темы «Педагогика и политика» заключается именно в этом: воспитать человека так, чтобы он смог восстановить свою подлинную реальность, потому что только исходя из нее, из его здоровья, из его успеха он сможет создать здоровое и успешное общество, действительно человечное.
В ходе многочисленных выступлений были рассмотрены всевозможные аспекты экзистенциальной феноменологии человека – от семьи до школы, от закона до искусства, от медицины до политики, от религии до культуры и т.д. При этом ключевые явления рассматривались с разных сторон. Например, феномен культуры был проанализирован через анализ литературного произведения, общих культурных ценностей, через школьное образование и идеологии.
Были выявлены взаимодействия между родителями и ребенком, преподавателем и учеником, врачом и пациентом, рассмотрены различные роли социального взаимодействия как в частной жизни (муж, жена, отец, мать, ребенок), так и общественной (преподаватель, врач, адвокат, политик, писатель, режиссер и т.п.).
Этот анализ показал, что фундаментальной ошибкой человека является такое сращение с ролью, когда для него уже не представляется возможным отличить себя от нее и он не знает как жить за пределами определенного клише.
Отдельные workshop были посвящены ролям женщины и ролям мужчины. В качестве вывода прозвучали такие слова: здоровый человек не исполняет «роли», а управляет «отношениями».
В качестве решения проблемы человека ученые выделили потребность в изменение его сознания. «Это сознание не должно быть верным какой-то теории, а должно наделять человека ответственностью быть творцом своего будущего, и именно из его действий, его индивидуальности, его “ремесла”, его учебы генерируется сознание человека будущего». Человек с таким сознанием сравнивается с Прометеем, приносящим решение для многих.
И уже во время конгресса это «прометеевское сознание» проявлялось через дебаты, круглые столы, симпозиумы, показ мод, на выставке произведений искусств (где были выставлены скульптуры, картины, украшения, ремесленные изделия).
«Онтопсихологическое мировоззрение рассматривает ребенка как феноменологию духа, и те, кто считают себя социальными работниками, должны обеспечить ему счастливое историческое самосозидание. Тогда появятся взрослые, понимающие относительность вещей, но наделенные огромной ответственностью».
«Общество защищено в той мере, насколько человек является истинным по отношению к самому себе, а когда внутренний мир индивидуации находится в безопасности, тогда спасены и все процессы социализации».
После окончания Конгресса была опубликована книга А. Менегетти «Педагогика и политика». Позднее она вошла в книгу «Онтопсихологическая педагогика». Эта книга посвящена основным принципам модели обучения и подготовки молодежи.
Дополнительные источники:
1 См. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. – М.: БФ «Онтопсихология», 2009.
2 Ontopsicologia. Numero 4, ottobre 1984.