Развитие креативности в контексте танцевальной терапии
К.С. Харлова (аспирант кафедры социальной, общей и клинической психологии, РГСУ, Москва.)

Опубликовано: Ученые записки РГСУ, Том 17, №4 (149), 2018

Введение

Тема креативности для современной науки является одной из самых актуальных, если не сказать основной, особенно это касается таких человеко-ориентированных направлений как психология, педагогика, социальная психология, социология, психиатрия, психосоматика и др., которые в большей степени ответственны за научно-методологичекую основу исследований данного направления. Несмотря на то, что и танцевальные практики, и их влияние на человека известно давно, применение танцевальной терапии в контексте развития креативности практически не исследовано. По мнению некоторых ученых-исследователей это связано с тем, что танцевальная терапия используется в широком спектре междисциплинарных прикладных практических научных направлений, в самых разных видах и формах работы и требует систематизации и анализа полученных результатов, для полноценного использования своего потенциала. Рассмотрим методы и результаты работы с танцевальной терапией в рамках различных психотелесных направлений в психологии.

Понятие креативности

Уточнение понятия «креативность» и ее показателей в данном направлении исследования позволит более точно определить возможности танцевально-двигательной терапии и музыкотерапии в ее развитии.

         Согласно А.Х. Маслоу, креативность – это творческая направленность, характерная всем от рождения, которая утрачивается большинством под влиянием среды (А. Маслоу, 1999). По Э.П. Торренсу: «Креативность чувствительна к проблемам, нехватке или противоречивости знаний; способы выявления этих проблем, поиск их решения» (Э.П. Торренс, 1964). Гилфорд называл конвергентное (логическое) и дивергентное (отступающее от логики) мышление (Дж.П. Гилфорд, 1967). По мнению Фрейда, творческая креативность является результатом внедрения полового влечения в другую сферу деятельности (З. Фрейд, 2004). С точки зрения А. Адлера, «креативность компенсирует комплекс неполноценности» (А. Адлер, 1995).

         По мнению Д. Векслер, р. Уайсберг, Г. Айзек, Л. Термен, Р. Стенберг, творческого процесса как специфической формы активности не существует. С их точки зрения, креативность – высокий уровень интеллекта. Однако Дж. Гилфорд, К. Тайлор, Г. Рубер, С. Девис, Я.А, Пономарев придерживаются иного мнения: креативность не зависит от интеллекта, являясь самостоятельным фактором. Именно личностные ценности и черты характера играют главную роль в оценке успешности творчества (В.Д. Дружинин, 2005). Согласно Д.Б. Богоявленской, ценности, мотивация и личностные черты играют основополагающую роль в определении творческого поведения (Богоявленская Д.Б., 1997) [9].

         Таким образом, беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы называют показателями творческого мышления. Креативность имеет временные рамки и определенные этапы развития; в процессе творческого мышления немаловажную роль играет бессознательное.

         Важно для настоящего исследования отметить, что В.Н. Пушкину удалось представить систему, которая связывает сознательное и бессознательное в процессе творческой деятельности. Сознание всего лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное же активно производит творческий продукт и представляет его сознанию.

         В.Н. Дружинин поддерживает идею В.Н. Пушкина. Речь идет об «обслуживании» сознания бессознательным: бессознательное предоставляет сознанию информацию, операции и прочее. Можно сделать вывод, что творческий продукт не является выводом, основанном на логике, – он является следствием работы интуиции (Н.В. Пушкин, 1967) [20].

         Для определения уровня развития креативности в детском и подростковом возрасте используют тесты Э. Торренса. Батарея состоит из вербальной, изобразительной и звуковой части. Сам автор методик термин «креативность» предпочитал не использовать в названиях своих методик, обозначив их как батареи на творческое мышление: вербальное, изобразительное и словесно-звуковое. [5]. Несмотря на то, что проверки прогностической валидности тестов Торренса не всегда подтверждаются будущими реальными творческими достижениями и имеют недостатки в виде не учета личностных особенностей и мотивации респондентов, существуют исследования, подтверждающие взаимосвязь успешного прохождения тестов на креативность Торренса с внешкольными занятиями школьников (музыка, живопись).

Развитие креативности в танце на базе телесно-ориентированной терапии

Танце-терапия привлекательна тем, что ее можно использовать не только как «язык» визуальной и пластической выразительности, но и как незаменимый инструмент балансирования между внутренним миром человека и внедренным искусством (музыкой, танцем, импровизацией). Связать интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действий, план телесный и план духовный, удается с помощью приемов и техник танцевальной терапии [3].

         Одними из первых, начавших изучать и использовать танцевальную терапию, стали психотерапевты. Направление «танцевально-двигательная терапия» – самостоятельное психотерапевтическое направление, ориентированное на констатацию внутренних ощущений и попытку понимания себя путем танца: причем имеется ввиду не обучение пациентов классическому танцу, а именно спонтанные движения, выражающие бессознательные импульсы [6].

         Основными целями танцевально-двигательной терапии являются: помочь человеку посредством танца обнаружить склонность к самовыражению, спонтанности, креативности, принятии многомерности и уникальности своего опыта, формировании целостного образа «Я»; выработать целостное восприятие личного опыта через симбиоз движения и чувств, образов и представлений, усилить сферы осознания человеком собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей; найти неэффективные стереотипы движения и изменить их; создать глубинный индивидуальный и групповой опыт, который охватывает не только персональные, межличностные, групповые, но и надличностные переживания. Вторым направлением танцевально-двигательной терапии стала психокоррекционная работа и сопровождающая клиническую психотерапию работа, имеющая своей целью восстановление психосоматического здоровья человека [10].

         Задачи, которые решаются танцевальным терапевтом во время занятий танцевальной терапией вытекают из принципов. К примеру, основным является принцип холистичности мыслей-чувств-поведения человека, решающий задачу нахождения способа соответствия друг другу мыслей, чувств и действий (движений), и анализа факторов личной истории, предшествовавших такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности личности [3].

Методика

         Рассмотрим существующие различные подходы к изучению тела и методов работы с ним в рамках телесно-ориентированной терапии.

Аутогенная тренировка, по мнению И.Г. Шульца, помогает занимающемуся самостоятельно влиять на личное отношение к жизни и самому себе, добиваться желаемого. Он называет разработанный им же, аутогенный тренинг средством самовоспитания и активации своих резервных возможностей. Аутотренинг ценен тем, что помогает организму приспособиться к напряженному ритму современной жизни. Аутогенная тренировка является предпосылкой к телесно-ориентированной терапии.

Суть метода аутогенной тренировки состоит в повторении под музыку набора «образов-фраз», вызывающих сознательное постепенное расслабление всего тела. В процессе терапии формируется умение полноценно отдохнуть за короткий период времени, самообладание, саморегуляция непроизвольных функций организма, повышается трудоспособность, уменьшается интенсивность болевых ощущений [24].

         Ритмическая гимнастика Эмиля Жака-Далькроза своей целью ставит «одухотворение телесных движений», дисциплину чувственных восприятий и тренировку импульсов – являющихся основой индивидуального усовершенствования. Суть данной терапии заключается в том, чтобы привести человека к представлениям о собственных творческих возможностях, самопознанию, помочь человеку найти радость жизни, снять физические и психологические зажимы и избавиться от комплексов. Все это достигается путем воспитания собственного ритмического разума - чувства ритма, то есть умения слышать и воспроизводить ритм в соответствии со своей собственной мышечной индивидуальностью, воли и самообладания.

В основе метода лежит исполнение музыкальной импровизации педагогом (причем важна именно импровизация, которая обеспечивает эффект новизны и непредсказуемости), музыкальные ритмы которой должны воспроизводить ученики своими танцевальными движениями. Импровизация стимулирует развитие способности мгновенно реагировать на звучащий материал телесно [8].

Техники ритмической гимнастики были введены по желанию К.С. Станиславского Э.И. Книппер-Ребенек – ученицей Ж. Далькроза – в школе-студии МХАТ. Фундаментом дисциплины «Сценическое движение» стали свободная пластика и психологический танец. Для достижения единения психической жизни и физических действий актера на сцене преподавались уроки сценического движения. После их назвали «методом физических действий» [3].

         Родоначальником телесно-ориентированной терапии как научного направления бесспорно объективно считается Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда. В. Райх большое значение в психоаналитической работе предлагал придавать работе с телом по снятию «мышечного панциря». Таким образом появилось направление вегетотерапии.

Вегетотерапия – это первое фундаментальное направление в телесно-ориентированной психотерапии. В основу метода Райха заложено, что проблемы человека должны рассматриваться с помощью характерологического (телесного) психоанализа и решаться через воздействие на тело. Райх был убежден, что для возобновления свободного течения вегетативной энергии по всему организму, необходимо воздействие на участки мышечных зажимов, блокирующих эту энергию, с целью их устранения. Важным элементом вегетотерапии является методика дыхания.

Суть всей терапии сводится к самостоятельной, кропотливой и постоянной работе над собой, которая включает в себя осознание и освобождение своих эмоций, заблокированных сознанием и проявленных в «мышечном панцире» [18].

         Продолжил научные исследования в данном направлении Александер Лоуэн, ученик В. Райха. Центральной задачей его биоэнергетической телесной терапии стало восстановление равновесия между энергетическими сплетениями верхнего, среднего и нижнего порядка. Лоуэн говорит о том, что необходима работа с пациентом не только на логотерапевтическом уровне, но и на уровне «реальной телесности»: с его эмоциями, моторными ощущениями. У каждого человека есть «характерный панцирь» и «мышечный панцирь», которые формируются посредством развития и ответной реакции на травмы и неопределенные детские комплексы.

         Главной целью биоэнергетической телесной терапии является возвращение человеку состояния свободной циркуляции энергии в организме, научение спонтанному освобождению тела от напряжения. Как следствие терапия приводит к глубинным личностным изменениям с помощью специальных упражнений-практик. В ходе биоэнерегетических исследований выявляется взаимосвязь между мышечным напряжением и эмоциональной блокировкой, телосложением и психическими комплексами, респираторными заболеваниями и чувственным торможением, артикуляционной задержкой и депрессивными состояниями. Стремление излечить пациента и восстановить равновесие между физической и психической энергией – первостепенная задача биоэнергетики [11, 12].

         Структурная интеграция – еще один метод телесно-ориентированной терапии. Основана Идой Рольф и названа в ее честь – рольфинг (система мануальной терапии с элементами кинезитерапии). Основная концепция идеи состоит в том, что вредное влияние, оказываемое стрессами на тело, всецело выводит его из состояния равновесия. При неправильном положении тела человек только увеличивает напряжение и усиливает боль. Рольфинг направлен в первую очередь не на психологическое устранение проблемы, а на физическое - путем физиотерапевтического исправления дисфункций посредством применения техники мышечных, миофасциальных и артикуляционных приемов. На практике были обнаружены случаи, когда при устранении только симптома и излечении всего одного органа, пациент чувствовал себя лучше как на физическом, так и на духовном уровнях. То есть, заболевший человек может выздороветь благодаря рольфингу не только физически, но и психологически [19].

         Нельзя не обратить внимания на метод Моше Фельденкрайза, который также называется методом функциональной интеграции (соматического обучения). Идея заключается в запечатлении в нервной системе человека детального мыслеобраза его собственного тела, который должен включать в себя знание, чувствование и понимание того, как работает тело с максимальной эффективностью и минимальными усилиями. Главная цель метода – изменение в нервной системе человека, улучшение состояния тела. Терапия осуществляется путем повторяющихся и четких движений, а также гармоничных движений и иных упражнений, которые выполняются на земле. Благодаря этому пациент полностью ощущает собственное тело, четко запоминает свой новый полный образ, понимает его и, соответственно, улучшается и исцеляется его психосоматическое состояние [22].

         Междисциплинарный опыт телесно-ориентированной терапии в сфере профессиональной деятельности, к примеру - сценарного искусства, также принял непосредственное участие в формировании методов этого научного направления. В книге «Обращение с собой» Матиас Александер, самостоятельно вылечивший болезни, которые врачи исцелить не могли, раскрывает основные принципы оздоровления тела. 

Суть метода заключается в контроле над мышцами шеи и положением позвоночника. Основой всего является расслабленное положение мышц. Для этого Александер предлагает привести тело в состояние покоя с помощью «растяжки» позвоночника. Для начала нужно расслабить мышцы шеи и постепенно из стоячего положения переходить в лежачее, все так же не напрягая мышцы и вытягивая позвоночник, сосредоточившись на своих ощущениях. Подниматься из положения лежа нужно тоже постепенно и не напрягая мышцы. Александер утверждает, что такие тренировки следует проводить от двух раз в день, чтобы почувствовать результат [1].

         Согласно Лисбет Марчер и ее бодинамическому анализу, который также называется соматической психологией развития, отклонения в развитии определенных групп мышц приводят к определенным моделям человеческого поведения. Анализ проблемных групп мышц помогает определить, в каком возрасте появилась проблема. Был разработан инструмент диагностики «Телесная карта тела», на которой отмечены основные мышцы тела, протестированные на степень гипо/гиперактивности. Также была разработана собственная классификация структур характера, где каждая структура строится вокруг онтогенетического возникновения отдельных потребностей и импульсов [2].

         Таким образом, проведенный анализ основных психотелесных направлений позволяет говорить о взаимозависимости проявления телесных и личностных особенностей человека и возможности исследования  танцевальной терапии в развитии креативности. Отдельно хотелось обозначить роль музыкальной составляющей процесса терапии танцем, а именно музыкотерапии.

Развитие креативности в танце на базе идей музыкальной терапии

Музыкотерапия — это направленное использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний [4].    В настоящее время развивается в качестве интегративной дисциплины на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. По формам бывает рецептивной (вслушивание), активной – инструментальная игра, интегративной – задействует другие виды искусств, включая связанные с двигательной активностью. В основе метода музыкотерапии лежит выяснение склонности человека к музыкальной импровизации, к его предпочтениям,  возможностям обходиться без музыкального сопровождения во время выполнения тех или иных действий и причин невозможности их выполнения без музыки. Музыкотерапия базируется не только на симптомах, дефектах, нервных расстройствах или болезнях, но и опирается на возможности человека, его потенциал, креативность [7].

         По данным многих исследований, музыка оказывает значительное влияние на физиологическое и психологическое состояние человека (Ч. Дизренс, Н. Черкас, Ф. Блум). По словам Л.С. Выготского, искусство совершает всё в нашем теле и через него (Л.С. Выготский, 1986).

Благодаря музыкальной терапии у человека создается положительный эмоциональный фон, повышается мышечный тонус, снижается эмоциональное напряжение и утомление; способность к общению улучшается и развивается; человек может обратиться к проблемам и внутренним переживаниям, которые было трудно осознать и высказать; появляется возможность безопасно избавиться от накопившейся негативной энергии в социально приемлемой форме; повышается самоконтроль, интуиция, ориентация; расширяется круг интересов, воображение, эстетические чувства [15].

         Музыка имеет особенность задавать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, которые возникают у человека при ее восприятии, зависит от личных особенностей восприятия каждого человека [16].

         В XIX веке И. Догель выявил, что музыка одинаково воздействует на организм человека и животного, меняя артериальное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Основываясь на своих наблюдениях, знаменитый русских хирург Б. Петровский установил, что благодаря музыке работа организма становится более гармоничной, поэтому он использовал музыку во время сложных операций.

         По мнению Бехтерева В.М., музыка играет важную роль в развитие личности с раннего детства, также положительно влияет на дыхание, кровообращение, придает физическую бодрость и устраняет растущую усталость. Главным принципом музыкальной терапии, по его мнению, являлся принцип индивидуальности [17].

         Теплов Б.М. был первым в России, кто с точки зрения деятельностного подхода, основываясь на обобщенном эмпирическом материале, системно проанализировал структуру музыкальности, установил психологическую природу музыкального переживания. Анализ проводился на многочисленных наблюдениях композиторов и писателей (Чайковского, Шопена, Тургенева, Толстого и других). По словам Б. Теплова, важную роль играют эмоции и чувства как предметные содержания музыки, показывающие отражение качественного многообразия эмоций в музыке (Б.М. Теплов, 1947).

         Музыка имеет воздействие на человека, так как нервная система человека и мышцы способны запомнить ритм. Музыка как ритмический раздражитель активизирует физиологические процессы организма, которые ритмично происходят в вегетативной и двигательной сфере.

         Механизмами лечебного действия музыкотерапии являются: эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной выразительности, облегчение формирования новых отношений и установок [25].

Результаты

         С точки зрения онтопсихологии, музыкотерапия является введением и научением гармоничному здоровью собственного тела. Отличительная особенность музыкотерапии в онтопсихологии – задаваемый ритм является продолжением вовне той музыки, которая существует внутри каждого из нас [13]. Согласно Антонио Менегетти, функция музыкальной терапии – вывести восприятие человеком музыкальности собственного организма, пока неосознанное, на сознательный уровень, научить ощущать и выражать эту музыкальность во вне, чтобы «Я-логико-историческое» увеличило и усилило ее благодаря различным музыкальным инструментам, а также пению и танцам. В рамках онтопсихологического метода занятие музыкотерапией означает также возможность гармонизации, достижения равенства между Я-сознанием и базовым органическим здоровьем организма, что приводит к развитию креативности.

         Мелолистика и мелоданс – психотелесные инструменты онтопсихологии, которые основаны на использовании музыки и танца, знании семантического поля, онто Ин-се и монитора отклонения. Целью мелолистики и мелоданса является аутентификация и самоактуализация личности, увеличение целостной функциональности человека, развитие креативности и терапевтический эффект.

         Исходя из вышесказанного, потенциал танцевальной терапии в качестве метода развития креативности можно считать очень высоким и требующим дальнейших исследований, поскольку телесно-ориентированная терапия нацелена на работу с бессознательным, включающим творческую активность и снятие психологических зажимов [21].

Заключение

Понятию «креативность» дано множество определений. Практически каждый, кто имел хоть какое-то отношение к сфере творчества, давал собственное определение креативности. Аналогичная ситуация складывается с определением креативного процесса. Существует большое количество моделей креативного процесса, каждый из них выделяет разное количество этапов. Однако общие стадии и понятия у них все же присутствуют. Например, каждая модель включает в себя инсайт, анализ ситуации и данных, задачи или события и генерирование новых, оригинальных идей, продуктов и решений.

Развитие креативности видится через такие подходы как телесно-ориентированная терапия и танцевально-двигательная терапия, которая является симбиозом движения и музыкального сопровождения.

В рамках телесно-ориентированной терапии доказано, что работа с телом посредством музыки и танца помогает человеку раскрыть способность к самовыражению, спонтанности, креативности, принятии многомерности и уникальности своего опыта, формировании целостного образа «Я».

Танцевально-терапевтические техники направлены на эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, на достижение желаемых психологических изменений личности.

Список литературы:

Барлоу У. Техника Александера. М.: Издательство "АСТ", 2009.

Березкина-Орлова В. Телесная психотерапия. Бодинамика. М.: Издательство "АСТ", 2009.

Буксикова О.Б. Танце-терапия как средство развития духовного и творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств [электронный ресурс]. URL: http://www.vsgaki.ru/images/files/vestnik1.pdf

Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство института психотерапии, 2004.

Воронина А.Н. Ситуационные и межличностные детерминанты проявления интеллекта и креативности // Экспериментальная психология. 2010. №1.

Гренлюнд Эрна, Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия: теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004.

Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. СПб: Питер, 2003.

Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика XXI, 2002. – 248с.

Ковальская Е.В. Психологическое сопровождение развития интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем креативности  : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Пятигорск, 2014.

Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб: Речь, 2006.

Лоуэн А. Биоэнергетический анализ Теория и практика. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015.

Лоуэн А. Психология тела. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.

Менегетти А. Учебник по мелолистике. М.: НФ "Антонио Менегетти", 2018.

Монахова Е.Г. Спортивный танец как средство оздоровления // Международный научный журнал "Инновационная наука". 2015. №7.

Мурзин А.С. Применение музыкальных методов и арт-терапии в коррекции поведения осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. №3.

 Налбадьян М.А. Музыкотерапия и ее становление в науке и практике // KANT. 2012. №2(5).

Орлова Е.М. Вопросы музыкальной психологии в творчестве В.М. Бехтерева // Теория и практика общественного развития. 2014. №10.

Райх В. Анализ характера. М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000.

Рольф И. Структурная интеграция: воссоздание уравновешенного человеческого тела, VikingPress, Нью-Йорк, 1977.

Ручкова Н.А., Ледовских И.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов. 2010. №3.

Сокольчик А.Н. Танцующее тело как идеальная материя для выражения мысли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. №1.

Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017.

Школьникова Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокоррекции личности // "Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры спорта". 2008. №6.

Шульц И.Г. Аутогенная тренировка, М.: Медицина, 1985т, с. 32.

Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. [Текст] / С. В. Шушарджан. М., 2010. 253 с.