Развивающая образовательная среда: модель обучения через работу для экономики знаний (на примере образовательного проекта в Бразилии)
Дмитриева В.А., Вереитинова Т.В., Вацлавик П.
Целью данного исследования является изучение отношения молодого человека к работе и возможности профессиональной деятельности одновременно с получение высшего образования.
Исследование проводилось на выборке из молодежи, обучающейся и работающей в экобиологических центрах, использующих принципы развивающей образовательной среды (на примере образовательно проекта в Бразилии – Реканто Маэстро, штат Рио Гранди до Сул, Бразилия).
Были использованы такие методы, как ценностная методика Шварца, методика жизнестойкости (Сальватор Мадди), авторский опросник об опыте работы, оценка кейсов из кинофильмов, отражающих взаимоотношения подчиненного и руководителя.
Сравнительный анализ продемонстрировал, что исследуемая группа молодых людей, проходивших обучение через работу в Реканто Маэстро отличается преобладанием ценности самоопределения и власти, и демонстрирует более высокий уровень жизнестойкости, также данная группа обладает, по результатам оценки двух отрывков из фильмов, более функциональным и конструктивным видением отношений руководитель-подчиненный. Исследование показало, что молодые люди выбирают работу, которая требует от них большей ответственности, находят возможности для освоения практической деятельности, развития и самореализации.
Полученные результаты демострируют, что создание различных типов развивающей образовательной среды, в частности модель обучения через работу, также стимулирует в молодых людях определнные ценностные изменения, развитие способности к автономному принятию решений.
Описание опыта применения развивающей образовательной среды (обучение через работу) в данном образовательном проекте возможно к тиражированию в рамках других образовательных проектов в разных странах. В перспективе планируется проведение подобного исследования в России на территории подобных центров с проведение кросс-культурного анализа.