Онтопсихология и межкультурный научный диалог
Лариса Александровна Цветкова (Проректор по направлениям история, психология и философия Санкт-Петербургского государственного университета)
Онтопсихологическое направление вносит значительный вклад в интегральное понимание человека как единства действия, как целостной личности в контексте его жизненного пути. Именно данный факт делает онтопсихологию одним из стратегических направлений развития факультета психологии СПбГУ в соответствии с миссией факультета – стремлением быть центром интеграции научно-исследовательской, прикладной и образовательной деятельности профессионального психологического сообщества при решении перспективных и актуальных задач психологии в социальных, политических и экономических областях.
Современный мир, характеризующийся динамичностью изменений, глобализацией, экспоненциальным ростом информации, изменяет подход к образованию. С одной стороны, динамика изменений делает одним из главных конкурентных преимуществ качественную информацию, прежде всего, научную и технологическую, учитывающую самые последние изменения, происходящие в той или иной сфере. С другой стороны, фактом является то, что одни квалифицированные теоретические знания не являются гарантом профессиональной эффективности. Старейшая проблема гармоничного сочетания теории и практики в образовании сегодня стоит как никогда остро.
К этому добавляется еще один фактор – интернационализация различных сфер деятельности, привносящая отдельную группу проблем, определяемых языком, географией, религией, культурой, образованием, жизненными ценностями. Новая эпоха погружает человека в контекст величиной во всю планету, резко осложняя возможность его самореализации. Кросс-культурный аспект становится в последнее время объектом внимания в России, которая активно участвует на международной арене политики, бизнеса, науки.
Основными проблемами мировой психологии всегда был кризис теории; разбиение единой науки на множество школ. Для современной психологической теории и практики характерен отказ от былого противопоставления разных подходов и претензий на универсальность какого-то одного метода. Следствием этого стала тенденция к интеграции, к появлению новых, синтезирующих направлений и фактический переход от оппозиции к диалогу. Необходимость этого внутринаучного диалога определяется диалогичностью самого психологического знания, его обращенностью к миру и человеку и – прежде всего – исторической миссией психологии как интегратора всех сфер человекознания и основного средства построения его общей теории. Именно так формулировал миссию психологии основатель Санкт-Петербургской психологической школы Б. Г. Ананьев. Представляя картину психологии будущего, Б. Г. Ананьев в 70-х гг. писал об онтопсихологии человека как науке, реализующей целостный подход к индивидуальности человека, к описанию и анализу его жизненного пути.
Обращение психологии к бытийной составляющей человеческого существования продиктовано всей логикой ее предшествующего развития. Гуманистическая психология ставит в центр внимания проблему подлинности человеческого существования, видя в стремлении и возможности человека реализовывать себя, свой потенциал, его высшее духовное начало. Однако в значительной мере традиционные направления гуманистической психологии оказались замкнутыми пространством внутреннего мира человека, миром его внутреннего, субъективного эмоционального опыта. Практическая направленность современной психологии требует выхода за пределы узких феноменологических описаний и целостного анализа существования человека в его жизненном пространстве, принципы которого были заложены Куртом Левиным, но не были реализованы в полной мере психологией ХХ века.
Онтопсихология стала основой международного диалога ученых, осуществляемого в последние годы в Санкт-Петербургском университете. Межкультурный научный диалог реализуется нами в виде совместных образовательных программ, которые проводятся представителями Санкт-Петербургского университета и представителями Международной ассоциации онтопсихологии. На сегодня это три программы: программа переподготовки по специализации «Онтопсихология», действующая с 1999 г., магистерская программа по специализации «Онтопсихология», действующая с 2003 г., и открытая в прошлом году программа переподготовки по специализации «Социальная онтопсихология». Это емкие двухгодичные программы, которые отличаются гибкостью формата, объединяя очно-заочную, дистанционную формы обучения, и рассчитаны на специалистов с первым высшим образованием.
В Санкт-Петербургском университете и ранее был опыт реализации совместных проектов подготовки специалистов-психологов. Так, в течение 7 лет преподавателями факультета психологии совместно с немецкими коллегами реализовывался проект новой модели подготовки психологов для работы с русскоязычными переселенцами в Германии.
В рамках проекта, проводимого с Международной Ассоциацией Онтопсихологии, обучаются студенты из разных городов России, Украины, Италии, Бразилии, Латвии. География студентов позволяет решить и другую стратегическую задачу, связанную с проведением кросс-культурных исследований в рамках дипломных работ, позволяющих рассмотреть и сопоставить культурные различия.
В реальности современного контекста мы отмечаем усиливающуюся с каждым годом тенденцию к получению образования со стороны взрослых людей. Причем с каждым годом изменяется и состав этой группы – на сегодняшний день в ней увеличивается количество людей, которые занимают передовые позиции в обществе, являются состоявшимися в определенной сфере деятельности, следовательно, придают определенную ценность получению образования на постоянной основе, так называемому принципу life long learning, тем не менее не являющемуся по сути чем-то новым. Народная мудрость на многие века обогнала теорию признания важности образования «длиною в жизнь»; она отражается в пословицах разных народов: русского («Век живи, век учись»), английского («Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»), китайского («Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься»).
Надо отметить, что именно группа взрослых людей, участвующих в образовательных программах и обладающих высокой мотивацией к обучению, делает акцент на необходимости устранения разрыва между теорией и практикой. Взрослые люди, приступая к обучению, задают себе вопрос: «Какую практическую пользу мне принесет это обучение?». Они знают цену времени и сопоставляют получаемые знания со стоимостью курса и потраченным временем. Это запрос на практически применимые знания, близкие к реальности современного человека, двигающегося в ногу со временем. Это не поверхностный запрос, не формальный (ради получения диплома), а действительно поиск сути, практически применимых знаний, способных повысить их эффективность, результаты практической деятельности.
С другой стороны, специфика знаний, даваемых на факультете психологии, предполагает и особый интерес, проявляемый людьми разных возрастных групп, профессий, социальной принадлежности. Этот вечный интерес, связанный со смыслом жизни, пониманием жизненного пути человека, и более глубинный интерес к психологии бытия.
Сейчас уже очевидно, насколько успешной может быть интеграция психологического знания с бизнесом, политикой, экономикой, техническими науками. Факультеты Санкт-Петербургского государственного университета имеют огромный потенциал кооперации в подготовке специалистов с уникальными сочетаниями компетенций, отвечающих самым разнообразным запросам науки и практики.
На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что без психологии невозможен общественный прогресс научного знания и практики в интересах гуманистического развития всего общества. В любой сфере деятельности мы сталкиваемся с человеком и, следовательно, мы нуждаемся в интегральном знании о человеке, включая законы функционирования его психической деятельности. В результате реализации новых моделей обучения факультетом получен реальный опыт подготовки специалистов «нового поколения», которые смогут включаться в международные проекты и вносить лепту в укрепление научных связей между странами. Мы убеждены, что будущее развитие психологии – в диалогических формах сотрудничества.
*По материалам доклада на ICP 2008 в Берлине