Дальнейшие достижения психологии бытия
Гришина Н.В. (Доктор психологических наук, профессор факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета)
Характерной чертой развития науки второй половины ХХ столетия стали процессы «научной саморефлексии». Они продолжаются в психологической науке и в ХХI веке, захватывая все новые зоны. Предметом дискуссий являются уже не только методологические вопросы, различные исследовательские подходы и объяснительные модели, но и перспективы развития психологической науки, соотношение ее теоретических и практических областей. Необходимость уточнения целей и задач психологической науки усиливается изменениями, происходящими в социальной реальности, которые порождают новые проблемы в жизни людей, что, в свою очередь, приводит к новым задачам, изменению целей и приоритетов психологической работы.
Развитие психологии, ее прикладных и практических областей всегда было неразрывно связано с реальностью и проблемами своего времени. Психологическая наука возникла в период утверждения городского образа жизни и промышленного способа деятельности, в который вовлекаются массы людей. Радикальные и быстрые изменения реальности диктовали необходимость адаптации людей к новому образу жизни и видам деятельности. Соответственно поэтому ключевой темой классической психологии стала проблема адаптации.Как в теоретическом, так и в практическом отношении психологи решают задачи обеспечения условий благоприятного развития человека, коррекции его поведения и преодоления внутренних проблем.
К середине ХХ столетия в обществе нарастает неудовлетворенность идеей приспособления как основы успешного жизненного сценария. В литературе, кинематографе, социологии в 50-е годы нарастает поток работ, отвергающих или подвергающих сомнению идеалы приспособления. Соответственно, в том числе и самими психологами, критикуется и позиция психологии, «работающей» на задачи адаптации. Крах ценностей и идеалов прошлого, стремление к новым идеалам и способам существования, интеллектуальный поиск, оживление философской мысли – этот дух времени, атмосфера перемен, движение «по направлению к жизни», характеризующее социальную ситуацию и ситуацию в гуманитарной мысли, захватывают и психологию.
Неудовлетворенность части психологов отрывом психологической науки от изменяющейся реальности становится основанием возникновения «третьей» психологии. Надежды, которые связывались с появлением гуманистической психологии, основывались на ее открытости актуальным потребностям своего времени.
Объектом критики гуманистических психологов является именно идея адаптации, что не означает ее «отмену»: просто она, по их мнению, не может рассматриваться как основная цель жизни человека. Результатом пересмотра существовавших представлений становится отказ от идеи приспособления как главного основания человеческого поведения.
Понятно, что альтернативой адаптации/приспособления не могла выступать «неприспособленность». Гуманистические психологи предложили в качестве конструктивной замены приспособлению вектор развития собственного потенциала человека, его самоактуализацию.Модель самоактуализации, положенная в основу теоретических представлений гуманистической психологии о развитии и полноценном функционировании личности, отвечала представлениям своего времени о целях человеческого существования, стремлении человека «быть самим собой». Ценность самоактуализации рассматривается как очевидная: свобода самовыражения, право на собственный выбор и собственную жизнь были созвучны настроениям своего времени и идеалам разнообразных нонконформистских движений. Психология начинает обращаться к фундаментальным проблемам существования человека. Этот новый поворот психологической науки А. Маслоу считает революционным, поскольку, по его мнению, речь идет о создании «нового способа восприятия и мышления, нового образа человека и общества, нового понятия об этике и ценностях, нового направления движения» [1]. Кажется, что найдено решение (или, по крайней мере, виден путь решения) самых злободневных проблем человеческой жизни.
Однако вопрос о том, решает ли успешная самореализация экзистенциальные проблемы человеческого существования, остается открытым. Сущность этих проблем, на наш взгляд, наиболее точно определил Р. Мэй, назвавший ключевой проблемой нашего времени «подавление онтологического чувства бытия». По его мнению, «в нашей культуре мы действительно не решаемся вести разговоры о бытии. Это слишком откровенно, слишком интимно, слишком эмоционально. Прячась от бытия, мы теряем как раз то, что больше всего ценим в жизни, так как восприятие бытия связано с наиболее глубокими и базисными вопросами, такими как любовь, смерть, тревога, забота» [3]. Цивилизация, решая одни проблемы человека, порождает другие. Фрагментация нашего существования – едва ли не неизбежное следствие урбанизации и индустриализации современного мира, которые отделяют нас от «основ» нашего существования, – может порождать кризис существования, когда она фактически приводит к разрушению бытийности.
Уже начиная со второй половины 60-х гг. многие лидеры гуманистической психологии, среди которых А. Маслоу, Э. Сьютич, В. Франкл, Ф. Перлз, Дж. Бьюдженталь, «стали относиться к гуманистической психологии как к научному направлению, которое необходимо расширить и дополнить» [4].
Так, Маслоу в одной из своих основных работ пишет: «Я должен сказать, что рассматриваю гуманистическую психологию, третью силу психологии как переходный момент, как подготовку перехода к еще более «высокой», четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной скорее на космосе, чем на человеческих потребностях и интересах, уходящей дальше человечности, идентичности, самоактуализации и тому подобного» [1]. Особые надежды он возлагал на экзистенциализм, который, по его мнению, «может стать дополнительным толчком в направлении развития другой ветви психологии, психологии полноценно развивающейся и подлинной Самости, и способов его бытия» [1]. Известно, что Э. Сютич предлагал назвать ее онтопсихологией. Заметим, что тогда же, почти полвека назад, основатель Санкт-Петербургской университетской психологической школы Б. Г. Ананьев также писал о том, что по мере развития психологической науки ее отдельные ветви, соединяясь, образуют новую психологию – онтопсихологию. Особая роль, которую отводили психологи прошлого онтопсихологии, связана с ее обращенностью к бытийным проблемам человеческого существования. Эта более «высокая» психология должна была ввести новое измерение человеческого существования – духовного горизонта человека, к которому он устремлен.
В современной психологии нарастает интерес к «жизненной», «бытийной» проблематике. Интенсивное развитие экзистенциальных подходов в последнее десятилетие позволяет им претендовать на авангардное место в современной психологической науке. В европейской психологии онтопсихологическое направление связано с именем итальянского ученого гуманистического направления Антонио Менегетти.Экзистенциальные подходы возникают как ответ на кризисы современного общества и определяют необходимость развития тех областей психологии, которые отвечали бы потребностям современной ситуации. С экзистенциальной точки зрения принципиальным является различение подлинного и неподлинного существования. Призыв «быть самим собой», отражающий основной пафос гуманистического направления, – это отказ от неподлинного существования. Но то, что обеспечивает подлинность человеческого существования, – это его смыслы и ценности, которые могут быть даны человеку только извне, контекстом бытия. Фундаментальным понятием экзистенциальной философии, имеющим непосредственное отношение к экзистенциальной психологии, является понятие Бытия-в-мире. Это понятие описывает неразрывность индивида и мира: человек живет в мире и мир раскрывается через существование людей в нем.
В этой связи уже принятые и устоявшиеся в психологии понятия адаптации и самоактуализации нуждаются в дополнении.
Самоактуализация – это своего рода диалог человека с самим собой, а речь должна идти о диалоге человека с миром его жизни. Именно поэтому самоактуализация, принося человеку удовлетворение, может не обеспечивать его подлинными смыслами, поскольку в определенном отношении «замыкает» человека на своем внутреннем мире, и это поднимает вопрос о критериях подлинного существования человека.
С точки зрения экзистенциальной психологии полнота бытия человека зависит от того, насколько человек реализует полноту своих возможностей. Богатство его внутреннего мира обеспечивается его связями с окружающим его миром, его открытостью ему и способностью «присваивать» его себе.
Если, по мнению теоретиков экзистенциального направления, центральной проблемой человека нашего времени является утрата или разрушение идентичности как следствие разрыва с Бытием, тогда решение его проблем также должно лежать в области Бытия.Человеческое бытие – предмет исследования ряда наук. Особенностью собственно психологического исследования бытия является его понимание и описание через психологию человека как субъекта бытия, т.е. бытие в его психологическом понимании – это жизненное пространство человека, это неразрывность человека как субъекта бытия и пространства его существования.
Для описания этой феноменологии целесообразным является обращение к концепту самотрансценденции. Наиболее активно данное понятие использует В. Франкл, считая самотрансцендентность сутью человеческого существования. По Франклу, «за этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то, существующее вне его. Это (а также способность к самоотстранению) позволяет человеку быть самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерминации принадлежат к ноэтическому измерению человека» [5].
Способность к самотрансценденции обеспечивает для человека возможность удовлетворения его потребности в причастности Бытию.
В онтопсихологии А. Менегетти эта потребность получила метафорическое обозначение «метафизическая ностальгия по Бытию» и определяется как «непреодолимая тяга к самореализации, к выходу за пределы того, что уже постигнуто опытом. Это внутренняя потребность, невнятная, но хорошо отличимая от обычных инстинктов, требующая устремления всей жизни к чему-то высокому и абсолютному… Она выходит за пределы повседневных благ. Безжалостная и настоятельная, метафизическая ностальгия по бытию зовет за пределы земного мира и в этом мире стремится к воплощению» [2]. Жизнь может стать «дорогой к бытию», если «научить распознавать Бытие в жизни и усилить тяготение к Бытию» [2].
Таким образом, способность к самотрансценденции обеспечивает такой способ взаимодействия человека с окружающим миром, который потенциально способен обеспечивать причастность человека Бытию, тем самым возвращая человека к природным смыслам его существования.
Традиционная психология не считала возможным включение подобных вопросов в сферу своего внимания. Проблемы человека связывались с недостаточной адаптацией, отсутствием у человека необходимых навыков приспособления или, в рамках гуманистической психологии, с невозможностью самореализации, блокированной теми или иными факторами. Главный источник проблем человека в экзистенциальном аспекте – это отделенность от Бытия, утраченное единство с ним, неудовлетворенная потребность в чем-то высшем, чувство бездуховности, бессмысленности существования.
Современная психология продолжает лучшие традиции гуманистически ориентированных психологов ХХ века. В центре внимания онтопсихологии – наиболее острые проблемы, переживаемые человеком, проблемы, связанные с фундаментальными задачами его жизни. И вот эта обращенность к проблемам своего времени – это, пожалуй, то главное, в чем нуждается психология. Речь идет о необходимости развития тех областей психологии, которые отвечают потребностям современной ситуации, в том числе способов помощи человеку в решении фундаментальных экзистенциальных задач его существования.
По материалам доклада на ICP2008 (Берлин)
Список литературы:
- Маслоу А. По направлению к психологии бытия. – М.: Эксмо-пресс, 2002
- Менегетти А. Мудрец и искусство жизни. – М.: БФ «Онтопсихология», 2008.
- Мэй Р. Открытие бытия. – М.: ИОИ, 2004
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии./ Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М.: Смысл, 1997
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
* Источник: Журнал "Новая Онтопсихология. Россия", №3, август 2009.