Онтопсихология: история и современность
В. А. Дмитриева*, Н. В. Гришина** (*- к. псх. н.,**-д-р психол. наук)
Используя известное суждение о развитии психологии, можно сказать: кафедра онтопсихологии имеет краткую историю, но длинное прошлое. Краткая история - это время с апреля 2004 года, когда на факультете психологии Санкт-Петербургского университета впервые в России была открыта кафедра онтопсихологии. Длинное прошлое - это насчитывающая десятилетия история того, как отечественная и европейская линии в возникновении и развитии онтопсихологии соединяются в общее целое.
Само понятие «онтопсихология» не ново для представителей Санкт-Петербургской школы психологии. Последователи и ученики Б.Г. Ананьева хорошо знают, что он использовал понятие онтопсихологии для обозначения одного из ведущих направлений перспективного развития психологии. Представляя «картину психологии будущего, интенсивного развития многих новых дисциплин теоретической и прикладной психологии», Ананьев пишет, что «среди них будут науки, исследующие отдельные периоды человеческой жизни и... наконец, онтопсихология человека, объединяющая все части возрастной и дифференциальной психологии, характерологию» [Ананьев Б.Г., 1977, с. 369]. Тем самым в психологической науке онтопсихологии отводилась роль интегрирующей дисциплины.
В буквальном значении «онтопсихология» (от греч. ontos - сущее) – психология бытия. В соответствии с этим Ананьев писал, что предметом онтопсихологии должно быть «психологическое исследование самого бытия человека» [по: Логинова Н.А., 2005, с. 184]. И это писалось в то время, когда в психологии безусловно доминировали персонологические подходы с их акцентом на индивидуально-психологических переменных и личностных характеристиках, а изучение активности человека ограничивалось его трудовой деятельностью, описывавшейся по преимуществу в эргономических терминах.
Когда Ананьев ставит перед онтопсихологией задачу изучения бытия человека, речь идет о таком уровне исследования и понимания психологических явлений и закономерностей, который с очевидностью требует новых единиц анализа, нового языка описания и новых методологических решений.
Ананьев отмечал, что «для онтопсихологии естественный масштаб измерений – человеческая жизнь в целом» [Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А., 1968, с. 7], а говоря об индивидуальном развитии человека в процессе его жизни, он использовал понятие «жизненный путь человека». Отдадим должное научному предвидению и научной проницательности Ананьева: сегодня ученые говорят «о необходимости преобразования всей психологии развития в психологию жизненного пути» [Коржова Е.Ю., 2002, с. 16]. Каким образом должен описываться человек в контексте своего жизненного пути?
Одним из наиболее часто употреблявшихся Ананьевым концептов является понятие субъекта. Структура субъекта объединяет, интегрирует разнообразные свойства индивида и личности. В известной схеме Ананьева, отражающей общую структуру человека и взаимосвязи развития его свойств, образованной координатами «человек как вид», «человек как индивид», «человечество как история общества» и «личность», в центре располагается «субъект деятельности», а центральным, «ядерным» образованием является «индивидуальность». По Ананьеву, индивидуальность представляет собой наиболее интегральную форму существования человека, причем именно в индивидуальности достигается наивысший уровень интеграции. «Индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека» [Ананьев Б.Г., 1968, с. 334].
Что служит основой соединения, интеграции всех отдельных подструктур в индивидуальности человека? Наиболее общим и очевидным объединяющим началом для человека как индивида, личности и субъекта основных деятельностей – труда, познания, общения – является его целостная жизнедеятельность, и как целостный субъект человек предстает, прежде всего, как субъект своей жизни [Гришина Н.В., 2002а, 20026]. Именно в этом и состоит высшая интегрирующая функция индивидуальности. «Истинная индивидуальность» предстает тем самым как интегральность активного субъекта, сочетающего природные свойства индивида, социального существа – личности и субъекта разнообразных деятельностей, прежде всего познания, труда и общения; интеграция всего комплекса индивидных, личностных, субъектных свойств человека реализуется в его качестве как субъекта целостной жизнедеятельности, как субъекта жизни.
Для современного психолога совершенно очевидно: способность человека быть субъектом собственной жизни, прежде всего, предполагает, что человек обладает свободой выбора. Понятно, что возможности Ананьева писать о свободном человеке, реализующем стратегии выстраивания собственной жизни, были ограничены непростой социально-политической ситуацией того времени, в котором он работает. Однако содержание, вкладываемое им в понятие индивидуальности, не оставляет сомнений, что речь идет об активном человеке, в своих отношениях с окружающим миром использующем преобразующие стратегии: «...Именно в продуктах творческой деятельности, изменяющей окружающую действительность, выражается неповторимый вклад личности в общественное развитие... Мы думаем, что одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека» [Ананьев Б.Г., 1968, с. 328-329].
Подчеркивая момент «субъектного вклада» человека в выстраивание собственной жизни, Ананьев фактически говорит о том, что современными исследователями обозначается как задача жизнетворчества.
В то время как Ананьев размышляет о будущем психологической науки, большие перемены происходят и в мировой психологии.
На протяжении всего XX века проявлялась и нарастала тенденция перехода проблем существования человека из философского в психологический пласт. Экзистенциальные, «жизненные» проблемы (например, проблема смысла жизни), бывшие скорее предметом отвлеченных дискуссий, - поскольку ответы на поднимаемые ими вопросы всегда давались извне: традицией, религией, культурными нормами и стандартами времени, - становятся задачей, требующей индивидуального решения.
Однако эта «жизненная» проблематика далека от интересов приверженцев психоанализа и бихевиоризма, «задающих тон» в мировой психологической науке первой половины XX века. Для развития психологии этого периода характерны боязнь обвинений в «философствовании», сохраняющееся влияние позитивизма, несмотря на всю критику в его адрес и осознание его ограниченности, разочарование в прежних подходах [Московичи, 1984], а также доминирование американской версии науки и американского прагматизма в психологии.
Реакцией на это стало возникновение «третьей силы» в психологии – гуманистической психологии, которая была призвана преодолеть упомянутые барьеры на пути развития психологии: она изначально, развиваясь на основании принципов феноменологии, не принимала многие из постулатов позитивизма, а самое главное – имела глубокие корни в философии и обращалась именно к сущностным вопросам психологической науки.Обсуждая перспективы соединения идей гуманистической психологии с традицией экзистенциализма, Маслоу пишет о возможности «развития другой ветви психологии, психологии полноценно развивающейся и подлинной Самости и способов бытия» [Маслоу, 2002, с. 28]. Примечательно, что предлагавшееся название для этой новой психологии – онтопсихология.
Привлекательность термина «онтопсихология» для ученых в немалой степени связана с осознанием необходимости перехода психологии на более высокий уровень анализа – от описания отдельных феноменов психической жизни человека к раскрытию логики целостного человеческого существования, анализу бытия человека в универсуме, историческом, социальном, культурном контексте его существования.В современной европейской психологии понятие онтопсихологии связано с работами итальянского ученого А. Менегетти.
Одно из определений предмета онтопсихологии, которое дает Менегетти, это «анализ антропологического бытия во всех его проявлениях — от экзистенциального до трансцендентного» [Менегетти А., 2004, с. 17]. Тем самым онтопсихология ставит перед собой задачу создания науки о жизни человека, его целостном существовании. Таким образом, предлагаемое Менегетти понимание предмета онтопсихологии созвучно тому содержанию, которое вкладывал в это понятие Ананьев.
Первый интерес российских ученых к онтопсихологии А. Менегетти связан с именем Б.Ф. Ломова (первый декан факультета психологии Ленинградского университета). Внимание Ломова привлекла книга А. Менегетти «Клиническая онтопсихология», которая была представлена на 4-й Международной книжной выставке, проходившей в Москве в сентябре 1983 г. Теория европейской онтопсихологической школы заинтересовала Ломова в связи с его интересом к психологии образа. Он лично встретился с Менегетти в Риме, а потом в Амстердаме на Первом Европейском Конгрессе прикладной психологии (2—7 июля 1989 г.).
В конце 80-х — начале 90-х годов А. Менегетти принимает участие в серии конференций, организованных советскими учеными; знакомится с Ю.М. Забродиным, директором Института психологии Академии наук в Москве, где проводятся серьезные исследования по психологии образа, а также контактирует с другими видными психологами Москвы, в частности с А.Н. Матюшкиным; знакомится с деканом факультета психологии СПбГУ А.А. Крыловым и представителями Санкт-Петербургской психологической школы. В это же время А. Менегетти читает свои первые лекции на факультете психологии СПбГУ, проводит семинары, психотерапевтические сеансы и индивидуальные консультации.
В результате развития научных контактов и обмена опытом между Менегетти и российскими учеными в марте 1996 г. создается Славянская ассоциация онтопсихологии (член Международной ассоциации онтопсихологии), целью которой является содействие развитию научных исследований в области онтопсихологии и осуществление связей с целью обмена научной информацией с организациями и учреждениями, ведущими исследования в области психологии, в частности онтопсихологии на территории Российской Федерации и стран СНГ.
Результатом плодотворной и продолжительной совместной работы профессора Менегетти и ученых петербургской психологической школы явилось открытие в 1998 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета специализации «Онтопсихология» в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки по специальности 020400 «Психология» (заочная форма обучения для лиц, имеющих высшее образование). В 1999 г. этот проект приобретает статус международного — был заключен договор между Международной ассоциацией онтопсихологии и Санкт-Петербургским государственным университетом. Таким образом, открывается новый этап сотрудничества, и к российским студентам присоединяется первая итальянская группа. Кроме программы профессиональной переподготовки начинает реализовываться программа бакалавриата.
С тех пор десятки преподавателей факультета приняли участие в этой работе, как в Санкт-Петербурге и Москве, так и в Италии и Бразилии. Фактически программы образовательной деятельности в области онтопсихологии имеют общефакультетский и общеуниверситетский характер, поскольку к участию в учебном процессе привлекаются преподаватели других факультетов.
За время существования международного проекта по этой программе прошли обучение около 300 итальянских и бразильских студентов. Одной из важных вех стало открытие представительства факультета психологии СПбГУ в Италии в 2003 году. В этом же году на факультете психологии была открыта государственная программа подготовки магистров по направлению «Онтопсихология» под руководством доктора психологических наук Н.В. Гришиной.
Результатом признания успешности деятельности в области развития образовательных программ по направлению «Онтопсихология» стало открытие на факультете психологии Санкт-Петербургского университета кафедры онтопсихологии.
27 мая 2004 года в Актовом зале здания Двенадцати коллегий - главного административного здания-Санкт-Петербургского государственного университета в присутствии ректора СПбГУ Л.А. Вербицкой, профессора А. Менегетти и декана факультета психологии Л.А. Цветковой, а также более чем 300 собравшихся, в числе которых были преподаватели университета и студенты из России, Италии, Бразилии, стран Балтии и других стран, состоялась торжественная церемония открытия кафедры онтопсихологии.
Сегодняшний день кафедры онтопсихологии Санкт-Петербургского университета — это учебная и научная работа, широкая просветительская деятельность и практика работы в самых разных областях.
Учебная работа включает в себя два взаимосвязанных направления – обеспечение образовательного процесса в рамках программы подготовки магистров по направлению «Онтопсихология» и программы профессиональной переподготовки дополнительного профессионального образования (специализация «Онтопсихология»).
Цель магистерской программы — подготовка специалистов высокой квалификации в области онтопсихологии, направленная на решение перспективных задач, связанных с теоретическими исследованиями человеческой индивидуальности и практической работой с экзистенциальными проблемами человека. Теоретические курсы программы направлены на обеспечение фундаментальных представлений, как в области классических проблем психологии, так и в области ее современных направлений гуманистической и экзистенциальной психологии, психологии жизненного пути и жизненных ситуаций человека. Теоретическая подготовка сочетается с практической, имеющей своей основной целью развитие и формирование у магистров знаний и умений в области диагностики и консультирования жизненных проблем человека.
Реализация данной программы осуществляется на основе взаимодействия кафедры онтопсихологии факультета психологии и Международной ассоциации онтопсихологии. Тематика магистерских диссертаций связана с основными научными направлениями деятельности кафедры, в том числе разработкой тематики психологии времени и пространства, жизненных ситуаций и т.д.
Программы дополнительного профессионального образования по онтопсихологии включают в себя блок общепрофессиональных дисциплин, соответствующих университетским стандартам в области психологического образования, и блок специальных дисциплин, отражающих теоретические представления и практические возможности онтопсихологии. Учитывая разнообразие интересов наших слушателей, а также разнообразие возможностей практического приложения и использования психологического и онтопсихологического знания, в учебный план включен широкий круг дисциплин специального характера, связанных с овладением необходимыми методами исследовательской и практической работы, с практикой психологического и организационного консультирования и т.д. Особенное значение придается написанию слушателями выпускной квалификационной работы. Как правило, тематика выполняемых выпускных работ тесно связана с профессиональной деятельностью слушателей. Написание выпускной квалификационной работы становится для студентов кафедры возможностью не только практического закрепления полученных в образовательных программах знаний, но и часто инициирует осмысление ими своей деятельности, анализ ее особенностей и возможностей повышения эффективности.
В настоящее время география учебной и образовательной деятельности кафедры постоянно расширяется. Участниками образовательных программ по онтопсихологии являются группы слушателей из Москвы, Екатеринбурга (городов, имеющих особенно давние и тесные контакты с Международной ассоциацией онтопсихологии), к которым присоединяются не только россияне из других городов, но и слушатели с Украины, Балтийских стран и т.д.
Научная деятельность кафедры направлена на развитие основных идей онтопсихологии, теоретическую разработку основного понятийного аппарата, описание и эмпирическое исследование феноменологии в рамках проблемного поля онтопсихологии, а также на развитие, создание и верификацию диагностического и практического инструментария, отвечающего задачам онтопсихологии.
В соответствии с пониманием предмета онтопсихологии и ее основных задач, как они сформулированы создателями онтопсихологии — Ананьевым в отечественной психологии и Менегетти в европейской психологии, — исходной посылкой научных исследований кафедры является представление о том, что одна из основных проблем современной психологии — это необходимость перехода от фрагментарных подходов к целостным описаниям и необходимость распространения этого описания от отдельных феноменов психической жизни человека на раскрытие логики целостного человеческого существования, анализ бытия человека в универсуме, социальном, историческом, культурном контексте его существования. Именно это понимание и отвечает представлению о предмете онтопсихологии.
Онтопсихология – это современное направление психологии, которое по ряду существенных критериев может быть идентифицировано в рамках гуманистического подхода как направление, ориентированное на изучение и анализ жизненного пути человека. Онтопсихология является не просто гуманистическим, но экзистенциальным направлением в психологии. Это отражается, прежде всего, в философских корнях онтопсихологии, интегрировавшей экзистенциальную идею подлинности и неподлинности человеческого существования. Кроме того, это проявляется и в ряде конкретных моментов, по которым онтопсихология сближается с экзистенциализмом. Онтопсихология — это психология бытия человека во всей его целостности и полноте. Разделяя взгляд психологов гуманистического направления на наличие у человека позитивного потенциала, онтопсихология придает решающее значение выбору человека, создающему самого себя. Наконец, в онтопсихологии понимание человека всегда осуществляется через культурно-исторический контекст. Классики экзистенциальной психологии делали акцент скорее на субъективном переживании человеком своих бытийных проблем, но не на описании бытийных аспектов его существования, т.е. занимались фактически не самим бытием человека, а тем, как он его воспринимает и переживает. В отличие от этой традиции онтопсихология ориентирована на всестороннее изучение бытия человека, его существования в этом мире.
Основными конкретными формами реализации научной деятельности кафедры являются лонгитюдный исследовательский проект и работы, выполняемые слушателями по завершении прохождения образовательной программы по кафедре онтопсихологии в рамках подготовки ими магистерских и кандидатских диссертаций и выпускных квалификационных работ.
Известно, что в 1966 г. с момента образования факультета психологии Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета были начаты лонгитюдные исследования психологических особенностей студентов и динамики их изменения в период обучения. Эти исследования соединяли в себе возрастной и дифференциально-психологический подходы и были направлены на получение целостной картины человека как индивида, личности и субъекта деятельности, а лонгитюдный принцип исследования позволял выявлять индивидуальную изменчивость характеристик человека.
С 2002 г. на факультете психологии было возобновлено проведение лонгитюдных исследований (с 2005 года поддерживаются грантом РГНФ, № 05-06-06328а), научное руководство и организационное обеспечение которыми осуществляется кафедрой он-топсихологии (научный руководитель проекта - профессор Н.В. Гришина) в сотрудничестве с научным отделом и другими подразделениями факультета. Основная цель проводимых исследований созвучна идеям, заложенным в лонгитюд сорокалетней давности Ананьевым, — изучение развития и становления человеческой индивидуальности в период ранней и средней взрослости, изучение жизненного пути и логики жизненных выборов с помощью сопоставления биографического материала с индивидными, личностными и деятельностными характеристиками и с событийной канвой социальной жизни. Первые результаты лонгитюдного исследования, в котором на данный момент принимают участие около 500 человек, уже опубликованы и доступны для использования в виде средних, шкальных или нормативных показателей.
Реализация проекта позволяет решать целый комплекс научных и научно-практических задач, в том числе накопление данных об особенностях развития современных молодых людей, системы их ценностей, развития активности и формирования жизненных стратегий и др. Особенное значение мы придаем развитию научных идей и подходов к описанию индивидуальности человека, созданию и апробации методологии и методического инструментария исследования, в частности, развитию психобиографических методов, являющихся наиболее релевантным инструментарием в изучении жизненного пути человека и — более широко — бытийных проблем его существования.
Использование современных методов обработки данных позволяет создать банк данных, отражающих психологические и психофизиологические особенности студентов. Кроме того, лонгитюдное исследование за счет широкого спектра применяемых методик, их разнообразия, последовательного применения в течение ряда лет и – главное – возможности постоянного их сопоставления с жизненными показателями открывает возможности проверки, стандартизации применяемого и создания нового, отечественного исследовательского инструментария. Методы исследования в проводимом проекте включают широкий спектр методик, направленных на изучение характеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности (среди них — аппаратурная диагностика психофизиологических показателей психомоторной регуляции и свойств нервной системы; методики изучения психических состояний; цветовой тест Люшера; 16-факторный опросник Кеттелла; опросник CPI; исследование копинг-стратегий; тест смысло-жизненных ориентаций; исследование интернальности; тест ценностей Шварца; тест структуры интеллекта Амтхауэра; тест структуры темперамента; опрос по методике значимых жизненных ситуаций и др.).
Кроме того, в исследовании используется обширный биографический опросник, отражающий такие основные темы, как родительская семья и период детства; учеба и образование; работа; брак; актуальная жизненная ситуация и др. Особое внимание уделяется «переходным моментам» в биографии, требующим принятия решений, и обстоятельствам, определяющим эти решения, особенно самостоятельности в осуществляемом выборе. Как известно, внимание Ананьева к развитию биографических методов как наиболее адекватного инструмента изучения жизненного пути человека стало одной из отличительных характеристик Ленинградской-Петербургской психологической школы. Преимущество биографических методов (которые многими исследователями рассматриваются как основной, если не единственный метод изучения жизненного пути человека) — в возможности связать традиционные для психологии исследования психологических характеристик личности с особенностями ее «бытия».
Общая логика проведения исследования построена на движении от диагностики индивидных и личностных свойств и характеристик к описанию более масштабных единиц измерения, основанных на применении биографического метода, самоописаний, выявлении стилевых особенностей жизнедеятельности, жизненных стратегий и т.д.
В качестве одного из главных результатов своего исследования мы видим разработку «жизненных» категорий - описание на основании эмпирического материала жизненных стратегий, стилевых особенностей жизнедеятельности, жизненного пространства личности.
Мы убеждены, что именно выход психологии за пределы круга интрапсихических феноменов в бытийный пласт существования человека позволит ей стать подлинной психологией жизни человека.
Параллельно эти задачи решаются в многочисленных исследованиях магистрантов и слушателей кафедры, всех тех, кто принимает участие в образовательных программах, реализуемых кафедрой онтопсихологии. В настоящее время общее количество этих исследований приближается к сотне.Они выполняются в самом широком диапазоне — от длительной психотерапии и анализа случаев в работе с организациями до выстроенных по всем правилам классической схемы экспериментов. Эти исследования проводятся в самых разных сферах — в бизнесе и педагогике, спорте и медицине, центрах работы с молодежью и подростками и т.д. Так, авторы работ, выполнявшихся по программе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки), — предприниматели, изучавшие эффективность работы своих собственных организаций, консультанты, проводившие анализ деятельности консультируемых организаций и обобщение собственного опыта консультирования, психотерапевты, врачи, педагоги, анализировавшие различные аспекты своей профессиональной деятельности и проверявшие возможности повышения ее эффективности, и т.д. Предметом исследований являлись групповые и индивидуальные формы психологической работы, методы диагностики и практического вмешательства. Немалое внимание было уделено дальнейшей разработке диагностического инструментария (проективные тесты, методика изучения стереотипов, биографические опросники). Но главной целью выпускных работ было приложение онтопсихологического подхода к решению сформулированных в исследованиях проблем, и в подавляющем большинстве случаев они позволили подтвердить имеющиеся представления и увидеть новые возможности развития исследований в области онтопсихологии. Высокий уровень выполненных работ вызывает к ним значительный интерес и позволяет в ряде случаев рассматривать их как открытие новых исследовательских возможностей в развитии онтопсихологического подхода.
Говоря об онтопсихологии, невозможно не упомянуть ее практические приложения. Онтопсихология развивает свое собственное видение существования человека и жизнедеятельности общества. Онтопсихология - в высшей степени практическая наука, видящая конечную цель психологического знания в совершенствовании человека и человеческого общества. Она практическая наука в том смысле, о котором говорил еще Курт Левин, считавший, что исследование, которое не создает ничего, кроме книг, не будет удовлетворительным.
Попытка осмысления истории онтопсихологического направления в стенах Санкт-Петербургского (Ленинградского) университета и перспектив его дальнейшего развития позволяет, на наш взгляд, прийти к некоторым заключениям.
Онтопсихология как психология жизненного пути, как психология бытия человека зарождается как ответ на осознание потребности психологической науки и практики в интегральных представлениях о жизни человека, в необходимости раскрытия целостной логики жизнедеятельности человека. Беря свое начало из идей основателя факультета психологии Санкт-Петербургского университета Бориса Ананьева и создателя европейской онтопсихологии Антонио Менегетти, современная онтопсихология способна конструктивно соединить эти подходы, что является возможным в силу наличия определенного сходства в позициях их создателей.
Это, прежде всего, общность в понимании предмета онтопсихологии как направления психологической науки, в центре внимания которой — жизненный путь человека, его индивидуальность, потенциал, возможности его реализации и развития. В своем стремлении выстроить логику целостного описания существования человека онтопсихология обращается к человеческой жизни в целом как «естественному масштабу измерений» (Ананьев). Тем самым онтопсихология фактически расширяет проблемное поле психологической науки, что, на наш взгляд, отвечает не только потребностям ее развития, но и традиционному для европейской и российской науки и гуманитарной мысли в целом вниманию к экзистенциальному, духовному измерению человеческого существования.
Как отмечает в одной из своих работ Менегетти, «сейчас мы существуем в новом мире и потому нуждаемся в ином способе отношения к предметной данности и к самим себе» (2002, с. 9). «Новый мир», в котором мы существуем, — это, прежде всего, динамичная, постоянно меняющаяся реальность, требующая от человека не просто традиционно понимаемой адаптации, но способности выстраивать стратегии своего поведения в условиях постоянно нарастающих темпов социальных изменений. В современной экзистенциальной психологии это обозначается как задача жизнетворчества.
Онтопсихология – не просто практическая наука, она фактически утверждает определенную философию жизни, включающую не только психическое здоровье, совершенство, успешность человека, но и экзистенциальную ценность и эстетику его бытия. Ведь, в конце концов, и высший смысл психологической науки, и «конечная цель обучения (как и психотерапии, семейной жизни, работы, общества и жизни самой по себе) - помогать человеку расти в направлении полноценной человечности, полной самореализации и актуализации его высшего потенциала, возведение его на максимальную высоту. Словом, оно должно помогать ему стать лучшим из того, на что он способен, сделать актуальным то, что пока содержится в нем как потенциал» (Маслоу, 2002, с. 228). Традиционная психология не считала возможным включение подобных вопросов в сферу своего внимания. Однако без обращения психологии к проблеме смыслов и целей, этических аспектов человеческого существования она вряд ли выполнит свою главную задачу.
Обращение онтопсихологии к подлинным моментам жизни человека — это обращение к фундаментальной задаче психологии: раскрытие перед человеком такой возможности постижения жизни, которая позволит ему приблизиться к достижению цели, стоящей в конечном счете перед каждым из нас, - овладению Искусством жизни. Это высшая цель, которую может поставить перед собой человек. Это то, что объединяет всех нас, делая учениками в этой великой школе жизни, пониманию и изучению которой посвящает себя Онтопсихология
Литература
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968.
- Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.
- Гришина Н.В., Мирошников С.А.., По-гребицкая В.Е., Чесноков В.Б. Индивидуальность: развитие и стиль жизни // Ананьевс-кие чтения - 2005 / Под ред. Л.А.Цветковой, Л.М.Шипицыной. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
- Гришина Н.В. Индивидуальность: человек как субъект жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6 / Под ред. Л.А.Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 15 - 23.
- Гришина Н.В. Человек как субъект жизни // Новая Онтопсихология, 2002, № 1. С. 18 - 23.
- Гришина Н.В. Онтопсихология: психология человека как субъекта жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 9 / Под ред. Л.А.Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
- Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002.
- Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002.
- Менегетти А. Мудрец и искусство жизни. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.
- Менегетти А. Онтопсихология и меме-тика. Рим, 2002.
- Менегетти А. Онтический геном. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003.
- Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология/ Ред.: Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии: Направление «Онтопсихология» / Науч. ред. Н.В.Гришина, В.А.Дмитриева. - СПб., 2006.
*- Виктория Александровна Дмитриева, кандидат психологических наук, психолог-консультант, и.о. зав. кафедрой онтопсихологии факультета психологии СПбГУ
**- Наталья Владимировна Гришина, доктор психологических наук, профессор кафедры онтопсихологии факультета психологии СПбГУ