Стратегические направления развития факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета на современном этапе
Лариса Александровна Цветкова (Проректор по направлениям история, психология и философия Санкт-Петербургского государственного университета)
Россия находится в новой социально-экономической ситуации и одним из самых важных условий, определяющих успешность решения существующих проблем, является человеческий фактор. Стратегической задачей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета является изучение этого фактора на разных уровнях: социально-политической системы, социальной общности, организации, индивидуальной трудовой деятельности.
До недавнего времени усилия психологии были сконцентрированы на решении проблемы адаптации к окружающему миру, в том числе и к социально-экономической действительности. Сегодня на первый план выходит человек, прежде всего, человек-лидер как главное действующее лицо, определяющее движение социального контекста. Лидер – это тот, кто является функцией социального контекста и через реализацию собственной выгоды способствует развитию общества.
В связи с этим перед современной психологией стоит не столько вопрос адаптации, сколько задача разработки и совершенствования методов и инструментов развития потенциала личности, формирования действенных операторов в различных областях.
Почему на конгрессе, посвященном бизнесу и интуиции, мы говорим о перспективах развития психологии? Потому что именно эта наука способна дать нам сегодня интегральное знание о человеке, необходимое, прежде всего, для тех, кто стремится к успешной деятельности в любой сфере бизнеса. В процессе вхождения России в рыночную экономику и ускорения интеграции в международное бизнес-сообщество, существенно возрастает роль междисциплинарного и кросс-культурного диалога в вопросах, касающихся формирования и развития лидерского потенциала индивида, осуществляющего свою деятельность в экономической, политической, предпринимательской и социальной сферах.
Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета был образован в 1966 г. В настоящее время в состав факультета входят 14 кафедр. Отмечу некоторые из них: кафедра общей психологии, кафедра педагогики и педагогической психологии, инженерной психологии, социальной, возрастной, политической психологии и другие. Не могу не сказать о недавнем открытии кафедры онтопсихологии – направления, внесшего значительный вклад в интегральное понимание человека как единства действия, как целостной личности.
Миссией факультета психологии обозначено стремление быть центром интеграции научно-исследовательской, прикладной и образовательной деятельности профессионального психологического сообщества при решении перспективных и актуальных задач психологии в социальных, политических и экономических областях.
Стратегическими приоритетами деятельности, ведущейся на факультете психологии, являются:
- Обеспечение единства психологической науки, практики и образования;
- Обеспечение конкурентоспособности выпускников факультета;
- Развитие междисциплинарных образовательных и научно-исследовательских проектов;
- Интеграция факультета в мировое психологическое сообщество.
1. Обеспечение единства психологической науки, практики и образования
Основными проблемами современной мировой психологии является перманентный кризис теории; разбиение единой науки на множество школ; рассмотрение единой психологической реальности путем безостановочной дифференциации и возникновение многочисленных отраслей психологии; проблемы во взаимопонимании специалистов, работающих в этих отраслях; разрыв теории и практики. Традицией Санкт-Петербургской психологической школы является комплексный подход к исследованию человека, рассмотрение психологических проблем в общем контексте человекознания, проведение исследований, имеющих прикладную ориентацию и опирающихся на фундаментальные разработки. Стратегической задачей факультета является сохранение и развитие этих традиций. Основная область исследований, в которой интегрируются разноплановые подходы к психологическому исследованию человека, – проблема индивидуальности, охватывающая различные аспекты существования и становления человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Изучение структуры индивидуальности, психических процессов, состояний, свойств, механизмов сознания как системного интегратора психики в контекстах культуры, социума, предметной деятельности и жизненного пути было и остается основной задачей фундаментальных исследований ученых факультета психологии.
2. Обеспечение конкурентоспособности выпускников факультета
В России рынок психологических услуг находится пока еще в стадии становления. Появляются новые направления деятельности психологов. В итоге возникает разрыв между содержанием образования психологов и требованиями практики. Вторая проблема в этой области – отсутствие системы повышения квалификации специалистов-психологов с целью знакомства с новыми психологическими разработками и технологиями. Поэтому стратегической задачей факультета является создание такой системы подготовки психологов, которая, во-первых, обеспечит постоянную коррекцию содержания образования в соответствии с требованиями практики, а, во-вторых, позволит психологам продолжать свое образование на протяжении всей профессиональной карьеры. Для решения этой задачи необходимо разработать модель компетенций психолога, обеспечивающую профессиональную успешность, а также развернуть систему непрерывного образования психологов, поддерживающую и развивающую эти компетенции.
3. Развитие междисциплинарных образовательных и научно-исследовательских проектов
Одной из приоритетных задач факультета является выделение стратегических партнеров факультета (прежде всего, это другие факультеты университета); определение и согласование тематических областей, в которых возможно продуктивное сотрудничество со стратегическими партнерами факультета в проведении междисциплинарных научных исследований. Также это разработка совместных образовательных программ (семинары, краткосрочные курсы повышения квалификации и т.д.) совместно с факультетами-партнерами для подготовки специалистов, обладающих знаниями в смежных областях. Факультеты Санкт-Петербургского государственного университета имеют огромный потенциал кооперации в подготовке специалистов с уникальными сочетаниями компетенций, отвечающих самым разнообразным запросам науки и практики.
4. Интеграция факультета в мировое психологическое сообщество и развитие внутринаучного диалога
Здесь речь идет в первую очередь о развитии международных проектов, имеющих высокую социальную значимость и являющихся предметом внимания международного сообщества, прежде всего, в области психического здоровья и развития потенциала личности.
На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что без психологии невозможен общественный прогресс научного знания и практики в интересах гуманистического развития всего общества. Психологическая наука с каждым годом привлекает к себе все большее внимание в обществе, вызывает интерес людей разного возраста, разного социального положения и образования. В любой сфере деятельности мы сталкиваемся с человеком и, следовательно, мы нуждаемся в интегральном знании о человеке, включая законы функционирования его психической деятельности.
На современном этапе развития психологической теории и практики происходит отказ от противопоставления различных подходов и попыток сделать универсальным какой-либо один метод. Результатом данного процесса является тенденция к интеграции и появление новых синтетических направлений, а также фактический переход от оппозиции к диалогу. Необходимость этого внутреннего научного диалога обусловлена диалогичной природой психологического знания, его связью с миром и человеком и, прежде всего, с исторической миссией психологии как интегратора всех сфер знания о человеке. Именно так определил миссию психологии основатель психологической школы Санкт-Петербургского государственного университета – академик Б. Г. Ананьев.
Сейчас уже очевидно, насколько успешной может быть интеграция психологического знания с техническими науками, юриспруденцией, политикой, клинической практикой и др. Эту роль вполне могла бы выполнить онтопсихология, реализующая интегрированный подход к исследованию индивидуальности человека, рассматривающая его как единство действия в социальном контексте.
Онтопсихология стала основой международного диалога ученых психологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, великолепно реализуемого через образовательную программу бакалавриата, магистратуры и переподготовки совместно с Международной Ассоциацией Онтопсихологии. По программе проходят обучение студенты из разных стран: России, Италии, Бразилии и стран Балтии. В общей сложности около 200 человек. Это специалисты, работающие в разных сферах деятельности (юристы, бизнесмены, врачи), которым онтопсихологический метод помогает ориентироваться в обществе и находить новые пути развития профессиональной деятельности.
Онтопсихологическое направление подчеркивает важность взаимоотношений между человеком и обществом и уделяет особое внимание вопросам самореализации. Оно применяет на практике уникальные методики, позволяющие раскрыть творческий и лидерский потенциал личности, что способствует открытию новых горизонтов знания в области гуманистического и профессионального формирования человека XXI века.