Психологические особенности лидерства и возможности его развития
Дмитриева В.А. (к.пс.наук, факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета)

Опубликовано: Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №2 (11), апрель - июнь 2011

Из года в год сохраняется практический интерес к исследованию феномена лидерства и проблеме развития лидерских качеств. Как проявляется истинный лидер? Можно ли развить лидерский потенциал или он может быть навсегда заблокирован на самом раннем этапе своего проявления?

Очень много говорится о внешних феноменах лидерства и достаточно мало информации о сущностных аспектах лидерства, идентичности лидера: кто же он такой, что из себя представляет, в чем его внутренняя специфика.

Мы осветим результаты исследований, проводимых на кафедре онтопсихологии факультета психологии СПбГУ. В основном работы посвящены изучению предпринимателей-лидеров, которые занимают активную позицию в диалоге с окружающим миром, создавая своё дело, давая возможность развиваться тем, кто вовлечен вместе с ним в этот процесс.

Неразрывность человека и группы применима к системе «предприниматель – предприятие». Теоретический анализ этой системы, несводимой к совокупности ее частей, приводит  к выводу о том, что деятельность предприятия и его основного ядра (предпринимателя) тесно связаны.  И бизнес получает свою индивидуальность через индивидуальность своего создателя, является своего рода его продолжением - «социальным телом».

Наши исследования проводятся на  международных выборках: в России, странах Европы и Латинской Америки. Накопленные на протяжении шести лет эмпирические результаты, которые подтверждают и дополняют существующие представления о феноменологии лидерства, касаются биографических данных, стиля жизни, системы нравственных установок и личностных характеристик успешных лидеров.
В концепциях экзистенциально-гуманистического направления центральную роль занимает целостная, полноценно-функционирующая, самоактуализированная личность. Гуманистические психологи не только подчеркивают врожденно присущие человеку возможности позитивного и конструктивного роста, но также глубоко уверены в осуществимости этих возможностей.

В теории А. Маслоу [2] выделяется два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «бытийные», которые, напротив, только усиливаются после их реализации и способствуют её развитию. Таковой является потребность в самоактуализации – наиболее значимой для человека. Согласно К. Роджерсу [5], цель жизни – реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализуя свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе. В психике человека существуют две врожденные тенденции: первая, названная Роджерсом «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности; вторая – «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.

Лидер  – это тот, кто обладает максимальными потребностями в самоактуализации, тот, «организмические» потребности которого в целом удовлетворены, тот, чье «реальное Я» не расходиться с «идеальным Я» и в силу этого обладает высокой самооценкой, целостностью. Лидерство заложено в природе любого человека, естественно для него и возможно на любом этапе его жизни.

В онтопсихологической парадигме, продолжающей традиции гуманистической и экзистенциальной психологии, утверждается, что лидер является таковым от природы, он  с рождения наделен природным потенциалом, который позволяет ему достигать большего. Лидер умеет приводить в действие, выстраивать гармонию отношений между разными индивидами во имя достижения высшей продуктивности или максимального результата.

Результаты исследования, проведенного кафедрой онтопсихологии на итальянской выборке [1] наглядно показали на достаточно простом примере, что именно фигура лидера играет ключевую роль в успешности команды. Была проведена сравнительная оценка результативности одного и того же яхтенного экипажа при участи в регатах под руководством двух разных шкиперов. Команда показывала достоверно лучшие результаты под руководством одного из них, который, не смотря на меньший опыт руководства, обладал определенными свойствами личности, которые и позволили ему привести экипаж к победе.

Каким образом развиваются эти качества у человека? Что же всё-таки определяет человека-лидера?

Согласно  гуманистической парадигме личность развивается и совершенствуется в течение всей жизни, но особенно важными являются ранние этапы становления. Онтопсихологическая концепция уделяет особое внимание  необходимости формирования личности лидера и его технической подготовки, начиная именно с раннего периода жизни (семейное воспитание, порядок рождения, ранняя автономия и т.д.). Одними из главных экзистенциальных средств «создания личности лидера» являются культурное образование, которое включает в себя общую культуру, профессиональную культуру и опыт дипломатических отношений как умение выстраивать взаимоотношения с разными типами людей; независимость от стереотипов. 

Ряд исследований, проведенных на кафедре онтопсихологии (факультет психологии, СПбГУ) показали значимость  особенностей биографии в формировании будущего лидера: воспитания, порядка рождения, появления ранней автономии и др. (А. Кармолин, Е. Макушева, С. Молл, Л.Сухорская) [6, 7, 9, 10].

Многие будущие лидеры имели в детстве личное пространство, позволяющее им формировать ощущение своего индивидуального мира. В воспитании лидера практически не использовался «противоречивый» стиль, наоборот, для более целостного понимания картины мира ребенку предлагался единый стиль миропонимания, формирующий базис адекватной «Я-концепции» человека.

Анализ всех полученных данных говорит о важности предоставления самостоятельности ребёнку в раннем возрасте, а также о несомненной значимости получения и ощущения финансовой автономности в раннем опыте. Особенно важным в формировании ответственной позиции, по нашим данным, является возраст, в котором человек самостоятельно заработал  первые деньги. Получение человеком в раннем возрасте именно определённой степени свободы, в регуляции собственной жизни, в финансовом отношении и формирует лидерскую позицию человека. При этом, нужно заметить, что в данном случае свобода не является синонимом вседозволенности, это именно свобода в действии и самостоятельном управлении собственной жизнью.

В качестве биографических коррелятов проявления были выделены такие показатели, как интегральный показатель проявления самостоятельности в детстве, возраст, в котором человек начал самостоятельно распоряжаться деньгами; раннее начало трудовой деятельности, ранний выход из родительской семьи.

Также согласно данным биографий и самоописаний успешных лидеров отличает здоровье, жизненный тонус, хорошее настроение и удовлетворение собственной внешностью.

Готовность стать лидером и автором своей жизни  требует от человека принятия на себя ответственности за свои решения и их последствия. Именно ответственная позиция и использование внутреннего критерия оценки определяет истинного лидера.

Ответственность определяется как психологическая ситуация, в которой субъект обязан отвечать морально, юридически или экзистенциально. Ответственность – это не выбор, а неизбежный факт с того момента, как человек существует в определенной ситуации, определенном событии. При этом ответственная позиция является выгодной для человека в экзистенциальном смысле, а также способствует его жизненному успеху.

В исследованиях, проведенных на кафедре онтопсихологии на российской и итальянской выборках (Э. Ла Роза, А. Кармолин) [8, 9] было показано, что люди, занимающие ответственную позицию и характеризующиеся интернальностью оказываются более успешными и психологически благополучными. Были выявлены такие позитивные стороны в состоянии ответственности, как спокойствие, самооценка, улучшение отношений с собой и с другими, спокойная совесть, уважение.

По данным, полученным на выборке предпринимателей-лидеров, респонденты  при осуществлении своей профессиональной деятельности считают себя ответственными за успех деятельности, в том числе за удовлетворённость клиентов, качественный продукт и успех бизнеса в целом. Так же они ощущают ответственность за самого себя, в том числе за собственные выборы, саморазвитие, свой интерес к деятельности. При этом ответы респондентов свидетельствуют о том, что они считают, что, прежде всего, несут ответственность перед самими собой за активное участие в собственной жизни.

Результаты ещё одного исследования (А. Люфт) [9] также свидетельствуют о наличии внутреннего критерия оценки, ориентира, свойственного лидеру. Согласно полученным данным в ситуациях морального выбора лидеры-руководители в большей степени склонны руководствоваться собственной «системой отсчета», внутренними, а не внешними критериями. Ориентация на «интересы дела» и собственное видение ситуации будут являться для предпринимателей более значимыми факторами принятия решений, чем внешние нормы и установки. Наличие у предпринимателей более твердых этических представлений относительно предпринимательской деятельности связано с их более позитивными личностными особенностями.

При решении моральных дилемм, предприниматели-лидеры, сохраняя дипломатичность, ищут не сиюминутных решений, основанных на личных эмоциях, а исходят из критерия объективной пользы, не забывая о том, что при решении одной проблемы, не должна создаваться новая, то есть их действия направлены не только на «сейчас», но и на перспективу.

Данные исследования показали, что предприниматели, в большинстве своём  руководствуются принципом разумного эгоизма, прежде всего оценивая собственную прибыль и возможные потери, не впадают в зависимость от общественного мнения и  стереотипов, сохраняя при этом рациональное понимание необходимости гармоничного взаимодействия со средой, в которой они находятся, будь то государство или природа.

«Лидер развивает любую стратегию для того, чтобы реализовать на практике свой территориальный эгоизм, пребывая в постоянной трансцендентности по отношению к своим действиям. Он являет собой потенциальное решение любого кризиса, в каждый конкретный момент, выстраивая технику, которая позволяет функционально разрешить ситуацию» [3].

В другом исследовании феноменологии лидерства (О. Масленникова) [9], проведенном на кафедре онтопсихологии была изучена картина ценностных ориентаций  руководителей и служащих. У руководителей сильнее проявляется ценность «самостоятельность» (стремление к свободе, самоконтролю) и «стимуляция» (стремление к новизне) и слабее — ценности, выражающие ориентацию на интересы группы — конформность,  традиции. Также данные ряда исследований  (В. Лазарев, А.  Люфт) [7, 9] показывают значимость для успешного лидера таких ценностных ориентаций как «стимуляция» и «гедонизм», которые также ориентированы на новизну и удовольствие.

В исследованиях, проведенных на итальянских предприятиях (В. Тибери, Р. Велочиа) [7, 9] было показано влияние лидера, его стиля руководства, его собственных жизненных установок на психологический климат в группе и успешность деятельности.  Инициативность, контактность, ответственность, компетентность лидера, а так же его психологическое благополучие способствует развитию у его сотрудников готовности брать на себя ответственность, интереса к работе, желания совершенствоваться и готовности вкладывать ресурсы в свое образование, что положительно влияет на эффективность деятельности этих людей.

«Действие лидера — действие высшего управленческого ума — является точкой того динамического пространства, с которой соприкасаются и через которую проходят все потоки коммуникации, действующие в каком-либо месте. Спустя некоторое время, например, через год, доказательством   эффективности   рациональности лидера является действительная постоянная прибыль, т.е. тот заработок, который неизбежно ведет к новому, более высокому ментальному и материальному заработку. Этот заработок и есть тот жизненный элемент, который активизирует другие вложения, влечет за собой рост инвестиций и появление новых предпринимателей. Настоящий лидер — это тот, кто умеет «зарабатывать», создавать других предпринимателей, другие векторы  экономической интенциональности» [4].

Лидеры успешных предприятий обладают гармоничностью во всех сферах своей жизни. Проведенные исследования (Е. Макушева) [7] показали: успешного лидера, действительно, отличает определенный образ мыслей и постоянство в выстраивании специфического стиля жизни, что проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: личной индивидуальной, сфере аффективно-семейных отношений, сфере сотрудников и партнеров, сфере экономической уверенности.  Согласно полученным данным, в большинстве случаев экономические сложности связаны не с внешними факторами и изменениями на рынке, а с внутренними сложностями руководителя, в первую очередь диссонанс начинается с утраты предпринимателем высокой ценности жизни для собственной личности, что проявляется в первую очередь в личной, аффективной сферах и сфере сотрудников.

Специфичность образа мышления и постоянство в выстраивании определенного стиля жизни особо проявляется в отношении успешных предпринимателей к собственному характеру. Они обладают достаточной волей для постоянного выстраивания функционального для них сегодня стиля жизни или образа мышления, отбрасывая привычки и стратегии уже не служащие росту.

Они стремятся принимать решения, оптимальные для их актуальной ситуации и полезные для будущего, знают, что свое завтра они строят сегодня.

Лидера-предпринимателя характеризует креативность. Креативность — это выработка специфической компетентности для функциональной новизны: весь арсенал логических, технических и рациональных инструментов, которыми обладает лидер, перерабатывается, перестраивается для выполнения новой функции, для достижения нового результата; т.е. лидер меняет карты, изменяет отношения, которые он должен уметь синхронизировать для неповторимой, новой функции (т.е. не для того, чтобы в очередной раз заработать денег или чтобы открыть другую подобную фабрику и т.д.).

В проведенных исследованиях (Е. Макушева) [7]  было показано, что лидеры во всех сферах деятельности выстраивают повседневную эстетику во всем, не позволяя себе не дотягивать ни в мелочах, ни в главном, т.к. понимают, что именно несовершенная малая часть нарушает совершенство целого. При этом в  отношениях с друзьями, знакомыми, близкими людьми  они основываются на взаимном уважении, всегда удерживая в приоритете цель собственной личности; предпочитают общество людей, сродных им по духу, цели и уму.
В отношениях с сотрудниками и партнерами успешным лидерам важны взаимный интерес и польза в сотрудничестве, они вкладывают ресурсы в личностное и профессиональное обучение команды, отслеживают функциональность работы каждого участника.
Для того, чтобы лидер успешно обеспечивал функциональное развитие как контекста, так и собственной личности, ему необходим критерий.  Для эффективности предприятия важно контролировать положительную динамику роста, при этом психологический фактор становится ключевым. Предприниматель должен научиться видеть этот фактор, прочитывать его. Здесь крайне важна тактика действия: чувство момента, точное действие, результат, кратковременный отдых и подготовка к новому более значимому проекту и вновь чувствование оптимального для действия момента.

Анализируя ошибки предпринимателей, синдром выгорания, психологические проблемы, мы приходим к разным видам их дезинформации, среди которых самый важный — бессознательная дезинформация (дезинформация, происходящая по причине непроработанности внутренних проблем, ограниченности сознания по причине действия комплексов, нефункциональных установок и стереотипов). В результате нефункциональные решения проявляются в неправильном подборе сотрудников, выстраивании рабочей динамики, неспособности отследить нефункциональные взаимодействия внутри предприятия, неспособности простроить выигрышный внешний образ (при выборе рекламы, простраивании бренд-концепции и т.п.).

Поэтому лидер-предприниматель должен постоянно стремиться к сохранению  идентичности и аутентичности собственного бытия. Именно достижение соответствия человека своей внутренней сущности, его аутентичность своему бытию, своей природе, обеспечивающей самореализацию, является практической целью онтопсихологического консультирования аутентификации.

Список использованной литературы

  1. Де Франческо, Б. Влияние лидера на успешность команды: дипл. работа / Б. Де Франческо. – СПб., 2003.
  2. Маслоу,  А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999.
  3. Менегетти,  А.  Личность предпринимателя / А. Менегетти. – М. : ООО «ФОИЛ», 2004.
  4. Менегетти, А. Психология лидера / А. Менегетти. – М., 2010.
  5. Роджерс, К. Клиентоцентрированная психотерапия / К. Роджерс. – М., 1993.
  6. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2008. – Вып. 3.
  7. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2009. – Вып. 4.
  8. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2010. – Вып. 5.
  9. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2011. – Вып. 6.
  10. Сухорская, Л. Стиль воспитания как фактор формирования лидерского потенциала: дис. …магистра психол. наук / Л. Сухорская. – СПб. : СПбГУ, 2009.