Актуальность психологического консультирования для женщин-предпринимателей
Рождественская Н.Н.

Опубликовано: Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №3 (12), июль - сентябрь 2011

Пожалуй, одной из главных особенностей развития современного мира является приход женщин на руководящие должности. В разных странах женщины не только изменяют свой набор стереотипов, но и качественно влияют на изменение социальных стереотипов и содержание гендерных ролей в целом. Сегодня Россия опережает многие страны по показателю женщин в высшем руководстве: в 73 % российских компаний высокие должности занимают женщины, по сравнению с 69 % в США, 58 % во Франции, 25 % в Германии (по результатам Международного исследования бизнеса (IBR), проведенного международной организацией Grant Thomton Intemational, 2007). Наступление нового этапа в развитии представлений о роли гендерного фактора в успешности руководителя во многом определено прошедшей в 1997 г. III Международной гендерной конференции. Тогда был наглядно продемонстрирован вполне ожидаемый факт: среди всего обследованного контингента женщины составили одну пятую часть слоя собственников предприятий и фирм, а также лиц, профессионально занимающихся бизнесом [2]. И все это привлекло внимание исследователей, которые начали разоблачать устоявшиеся к тому моменту мифы.

Долгое время лидерская роль считалась сугубо маскулинной, и в ранних исследованиях лидерства не обращались к гендерному фактору, а делали сильный акцент на маскулинном и фемининном стилях. Данные последних исследований, в том числе проводимых на кафедре онтопсихологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПБГУ), характеризуются новой тенденцией выделением особых характеристик лидерства, универсальных как для мужчин, так и для женщин [4]. В свое время для объяснения отсутствия существенных различий между лидерами разного пола привлекалась идея андрогинии. Самой известной является теория, разработанная Сандрой Бем, которая представляла андрогинность как баланс между категориями маскулинности и фемининности.

В личности на паритетных началах могут быть представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типа. При этом
предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Такая гармоничная интеграция маскулинных и
фемининных черт не только повышает адаптивные возможности андрогинного типа, но и в большей степени отвечает за лидерский потенциaл личности. Андрогинности отдавали предпочтение, считая, что настоящий лидер должен перенимать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики с целью последующего более эффективного управления [1].

Впоследствии идея универсализма лидерского потенциала нашла свое развитие в ситуационно-должностном подходе Р. Хауза и Дж. Ханта, в котором на первое место ставится позиция человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Постулируется, что мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут особенно отличаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности. Об этом говорит и вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером: женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль [3].

Исследования, проводимые на факультете психологии СПБГУ на международных выборках (в России, Европе и Латинской Америке), показывают, что должностной статус на «психический пол» оказывает большее влияние, чем на биологический: по выраженности маскулинности и феминности мужчины и женщины, занимающие руководящие посты, не отличаются; но при этом у руководителей обоих полов, по сравнению с подчиненными, выраженность феминных качеств ниже, а маскулинных - выше. Возможно, проявленность «мужских качеств», которые в представлении людей ассоциируются с мужским поведением, способствует определенным достижениям в бизнесе или усиливается при высоком должностном статусе, когда необходимо руководить людьми. Все это предполагает пересмотр деления на «мужские и женские качества» и переход на терминологию личностной эффективности в целостном контексте [5].

Многие современные авторы указывают на важность пересмотра поведенческой роли женщины. Опираясь на высказывания самих женщин, американский психолог Хорнер описал «картину внутренних барьеров» на пути женщин-лидеров к достижению профессиональной карьеры. Согласно данным, полученным этим исследователем в 50- х гг., женщины боятся преуспевать в деле или политике, потому что подразумевают негативную оценку со стороны близких или далеких мужчин. Страх перед лидерством свойствен не только взрослым женщинам, что может определяться особенностями жизненного опыта, но и уже способным, одаренным девочкам [10].

Социально-ролевая теория гендерных различий лидеров Э. Игли утверждает: чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно их гендерной роли и в своем поведении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу. В то же время роль лидера также предъявляет свои требования к индивидy. И, поскольку согласно стереотипам эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями. Э. Игли считает, что смягчение ролевого конфликта у женщин-лидеров приведет к росту их достижений (см.: [3]).

А. Менегетти в своих работах, посвященных женскому лидерству, опровергает этот тезис, говоря о том, что женщина может претендовать на лидерство вне зависимости от социальной стереотипии (такой, как создание семьи, рождение детей, аффективные связи), но не приходит к этому только потому, что не видит в социальном лидерстве еще один путь достижения собственного успеха, красоты, эффективности, оставляя эту дорогу эксклюзивным правом мужчины [7; 8].

На сегодняшний день существует ряд эмпирических исследований и статистических данных, полученных в разных странах, свидетельствующих о том, что женщина может эффективно сочетать самые разные роли, выполняя значимые социальные функции в сфере экономики, политики и т. п. Примерами служат женщины – политические деятели: Вайра Вике-Фрейберга - президент Латвии, Тарья Халонен - президент Финляндии, Дилма Руссефф - президент Бразилии, Кристина де Киршнер - 55-й президент Аргентины и др.

В наших исследованиях, посвященных внутриличностным конфликтам, было показано, что при успешном сочетании нескольких ролей у женщины повышается самоценность, уверенность в себе, она в большей степени относится к себе с уважением. Женщины, прежде всего ориентированные на реализацию собственного потенциала, в большей степени удовлетворены своими отношениями как в семейной, так и в профессиональной сфере. Тогда как женщины, выбирающие сферой реализации только семью, могут чаще испытывать внутриличностное напряжение из-за невозможности реализовать себя как личность [4; 11].

При сравнении биографических особенностей женщин-руководителей и неработающих женщин, а также занимающих низкие должности было выявлено, что родителям женщин с высоким должностным статусом было важнее развить у ребенка практические взгляды на жизнь (умение разбираться в практических жизненных задачах, наличие реалистичных взглядов на жизнь).

Хотелось бы отметить, что полученные данные о женщинах-руководителях схожи для руководителей в целом: это раннее проявление самостоятельности, раннее начало работы, самостоятельность при принятии решений, вовлеченности в деятельность, ответственность, стремление к росту и развитию, позитивное самочувствие (как в самооценке и самопринятии, так и в оценке собственной активности, жизненного тонуса, настроения), готовность меняться. При этом данные характеристики субъективности являются универсальными для представителей разных культур.

Как было уже отмечено, в современном понимании позиция женщины - лидера это не уход в карьеру, а скорее целостное и пропорциональное развитие личности в разных ее аспектах с приоритетами на самореализации, раскрытии своего потенциала, достижении личностной независимости. Это проявляется в особом стиле жизни, внимании к эстетической составляющей [7].

Было выявлено, что успешные женщины придают большое значение эстетической стороне своей жизни. Они считают красоту неотъемлемой частью своего существования и руководствуются критерием пропорциональности в своих выборах. Специфический стиль жизни успешных женщин проявился в их отношении к любым «мелочам жизни»: внешнему облику, обустройству дома, обстановке в офисе, информации СМИ, выбору музыки, фильмам, которые они смотрят.

В выборе они ориентируются на себя и на ту цель, которую помогает реализовать данная часть жизни, например: дом - отдых для новых
идей, творчество; офис - сотрудники, новые проекты. Одежда, еда, музыка, дом, офис, отдых - все должно служить обновлению и радости жизни, а не воссоздавать образы, навязанные извне или возвращающие в прошлое. Поэтому они чаще других проводят «ревизию» вещей или перестановку в доме, обновляют обстановку в офисе и т. д.; выбирают и слушают музыку, которая способствует ясности ума; информацию СМИ воспринимают с высокой долей относительности: если знакомятся с ней, то стремятся осознавать, в чьих интересах создается та или иная информация, предполагают дальнейшее развитие  событий [5].

Согласно данным исследования, посвященного изучению значимости эстетического компонента в жизни успешных женщин, ощущение человеком собственной успешности может измеряться через его отношение к собственному миру и к собственному пространству [11]. Существуют определенные личностные особенности, такие как ответственность по отношению к событиям своей жизни, желание постоянно осуществлять аутентичный, индивидуальный выбор, которые влияют на отношение человека к пространству собственной жизни. Ключевая характеристика успешной личности – жизнестойкость (система убеждений человека о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации) - оказалась положительно связана с высокой оценкой своего уровня жизни, с ощущением, что успехи и достижения зависят только от самого человека, желанием самостоятельно выстраивать пространство собственной жизни, не следовать стереотипам, навязанным массовой культурой. Высокая оценка собственной успешности, по данным исследования, положительно коррелирует с важностью эстетического компонента стиля жизни, высокой оценкой собственного здоровья и энергии и ощущением, что успехи и достижения зависят только от усилий и способностей человека.

В концепциях экзистенциально-гуманистического направления центральную роль занимает целостная, полноценно функционирующая, самоактуализированная личность [6]. А. Маслоу не только подчеркивал врожденно присущие человеку возможности позитивного и конструктивного роста, но также был глубоко уверен в осуществимости этих возможностей. В небольшом неформальном исследовании Маслоу обрисовал в общих чертах людей, которых он считал самоактуализирующимися, т. е. тех, кто стремится к совершенству и делает наилучшим образом именно то, на что он способен. Особым свойством таких людей является возможность испытывать «пиковые переживания», вершинный опыт, позволяющий чувствовать и осознавать Бытие-в-себе и себя-в-Бытие. Среди тех, на чьем примере создавалась эта концепция, были Джейн Адамс, Элеонора Рузвельт и Рут Бенедикт. Бетти Фриден (В. Friedan) в своей книге «Женская загадка» («The Реminiпе Mystique») (1977) часто ссылается на А. Маслоу, призывая женщин к самоактуализации и выходу за рамки ролей жены и матери. Он не делал различий между полами в возможности и стремлении к самоактуализации.

К. Роджерс рассматривал тенденцию к самоактуализации как процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциaлa с целью стать полноценно функционирующей личностью. Самореализующийся человек использует все свои возможности, всю находящуюся в его сознании информацию, какой только может снабдить его нервная система, понимая при этом, что весь его цельный организм является мудрее, чем его сознание. Роджерс, основываясь на своем опыте психотерапии в области гуманистической парадигмы, предлагает женщине своего рода модель выстраивания собственной личности. Один из факторов, который играет существенную роль в развитии женщиной данного ей потенциала, - осознание того, что в обществе есть определенный набор социальных ожиданий, предлагающий женщине беспрекословно играть определенную роль. Однако жизнь, выстроенная согласно общественным ролевым ожиданиям, представляется полностью несовместимой со взаимоотношениями, которые к чему-то движутся, находятся в процессе развития.

Согласно Роджерсу, для того чтобы женщина стала по- настоящему функционирующей личностью, ей в первую очередь необходимо перестать следовать ролевым ожиданиям со стороны общества, религии и культуры. К. Роджерс призывал женщину быть очень внимательной к тому, чтобы каждый момент жизни понимать, действует ли она из собственных чувств, своих «естественных ритмов», или это навязан ный извне стереотип восприятия себя и своей общественной роли. Важным условием для становления полноценно функционирующего человека К. Роджерс считал возможность стать самостоятельной личностью, призывая женщину выйти из обусловливающих ее ролевых рамок. Когда женщина в своем развитии приходит к признанию подлинной части самой себя, она начинает владеть собой, что является весьма ценным приобретением, а чем больше она владеет собой, тем больше может быть собой и тем большим она может стать для мира [9].

Онтопсихологическое направление рассматривает процессы, происходящие во внутреннем мире женщины, с точки зрения целостности, функциональности и идентичности ее личности, что приближает женщину к самой себе, к ее желаниям и потребностям, исходящим из ее внутренней природы. Женщина должна быть готова к тому, чтобы признать свое отличие от массового стереотипа, а значит, глубоко и с уважением понять саму себя. Это предполагает понимание женщиной своей онтической идентичности - того, как природа полагает человека в историческом контексте в точном соответствии с его неповторимым «здесь-бытием» [8].

Для того чтобы человек смог приблизиться к аутентичности своего бытия, своей природе, обеспечивающей самореализацию во всех сферах его деятельности, онтопсихологическая школа предлагает ряд инструментов: инструменты анализа (включая анализ сновидений и семантического поля) и инструменты воздействия (онтопсихологическое консультирование, имагогика, синемалогия, психотея, мелолистика, резиденс и др.) [7].

В частности, одним из наиболее доступных и эффективных способов, помогающих женщине восстановить собственное единство действия, является аутентифицирующая психотерапия, которая позволяет «отладить» рациональность субъекта и заложить основания исторически психологического «Я», способного к эффективной реализации гениальности собственного существования, во всех его составляющих.

Литература

  1. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. - СПб., 2005.
  2. Дмитриева, В. А. Эволюция гендерных исследований женского лидерства / В. А. Дмитриева, В. В. Одинцова / / Матер. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения - 2007» / под ред. л. А. Цветковой. - СПб., 2007. - С. 185-187.
  3. Егорова, Е. В. Новейшие исследования личности политических лидеров в американской политической психологии / Е. В. Егорова / / Психол. журн. - 1983. - Ng 4.
  4. Маликова, А. Особенности ролевых конфликтов у женщин: диплом. работа / Маликова. - СПб. : Ф-т психологии СПБГУ, 2010.
  5. Масленникова, о. Психологические особенности женского лидерства: диплом. работа / о. Масленникова. - СПб.: Ф-т психологии СПБГУ, 2010.
  6. Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб. :Питер, 2007. - (Сер. «Мастера психологии»).
  7. Менегетти, А. Женский ум в проекте жизни / А. Менегетги. - М., 2010.
  8. Менегетти, А. Психология лидера / А. Менегетги. - М., 2010.
  9. Роджерс, К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / к. Роджерс; пер. сангл. В. Гаврилова. - М. : Эксмо, 2002. - (Сер. «Психология для всех»).
  10. Рошин, С. Предпринимательство - новая сфера женской занятости / С. Рощин, Я. Рощина / / Женщины в реформируемой экономике / отв. ред. Т. Четвернина. - М., 1995.
  11. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии: Направление «Онтопсиходогия». - СПб., 2006.