Телесность как инструмент развития креативности
Харлова Кристина Станислововна
Сегодня большинство ученых, в центре внимания которых стоит человек, согласно с тем, что не существует дихотомии тело – психика. Человек, по своей природе, является неразделимым единством тела и ума. Несмотря на то, что большинство людей пестуют только один из аспектов (например, только тело, занимаясь спортом, или только ум, упражняя свой интеллект), для достижения самореализации в любой области существования необходимо развивать единую психофизическую реальность целостно и гармонично.
С античности человечество знакомо с пониманием важности телесного начала как естественного и необходимого средства действия психики. Этот тезис поддерживался крупными философами и учеными. Знаменитый принцип Ювенала гласит: "mens sana in corpore sano" / в здоровом теле – здоровый дух.
Культурную значимость человеческого тела и его функций раскрыл З.Фрейд, первое научное обоснование связи тела и характера дал Э. Кречмер. Развитие исследований телесности может идти в разных направлениях: психосоматика Ф. Александера, характероанализ В. Райха, биоэнергетика А. Лоуэна, биосинтез Д. Боаделла. Из особенно значимых отечественных исследований надо указать на внутреннюю картину болезни, разработанную Р.А. Лурией.
Повышенный интерес к теме телесности наблюдается в современном гуманитарном мышлении. Тело стало рассматриваться не только (и даже не столько) как материальный объект и/или живой организм, но как телесность – «сфера разворачивания социальных и дискурсивных кодов: «феноменологическое тело» у Мерло-Понти, «социальное тело» у Делеза и Гватари, «текстуальное тело» у Р.Барта". Тело оказывается основой основ - "фундированность телесностью является гарантом подлинности ("аутентичности") наличного сущего…" (Грицанов А.А., 2002).
Организмическая теория говорит о том, что организм – это не две отдельные системы души и тела, каждая со своими движущими принципами, но единое целое, включающее много частных функций (Гольдштейн К., Ангьял А., Маслоу А., Менегетти А.).
К. Роджерс пишет о «естественном организмическом оценочном процессе»: решение «хорошо-плохо» принимается не на уровне разума, а на уровне человеческого организма в целом.
Под организмическим понимается «совокупность материальных и психических функций, служащих единству действия. Психологический и духовный контекст» (Менегетти, 2009).
Лишь совершив коренное изменение мышления в сторону точного восприятия своей организмической данности, человек может уйти от своей одинаковости, зацикленности, заштампованности судьбы и обрести возможность роста и самоактуализации (Менегетти, 2009).
Этот принцип лег в основу курса «Музыка тела», который проводится нами уже на протяжении двух лет под руководством специалиста в области психотелесной психотерапии. Цель курса – научиться через тело познавать реальность, обрести целостность знания. Задачи курса: осознать индивидуальные особенности (блоки своего тела, зажимы); восстановить природный порядок, здоровый ритм тела; развить жизненные центры тела; вложить полученную энергию в другие проекты (творчество, наука, бизнес). Основные формы работы: дыхательная гимнастика (методы А.Н. Стрельниковой, диафрагмальное дыхание); мелолистика – инструмент онтопсихологии, использующий спонтанный танец и перкуссионные инструменты; мелоданс – танец под любую ритмическую музыку, исполняемый в соответствии с критериями мелолистики; техника свободного пения – развитие главных резонаторов тела и диафрагмы.
Анализируя «эффекты быстрого действия» (сразу после занятия), отмечается: повышение энергетического тонуса, максимальная сосредоточенность на себе, плавность движений, походки, расслабление мимических мышц. Сами участники отмечают улучшение физического самочувствия, прилив сил, исчезновение «накопленной усталости», восстановление внутреннего баланса, повышение чувствительности тела.