Роль интуиции при решении диагностических задач
Рождественская Наталья Николаевна
Решение диагностических задач является частью различных видов деятельности, и роль диагностики в целом, как вида познания, очевидно, возрастает в условиях неопределенности и в кризисных ситуациях любого характера, что делает тему изучения индивидуально-психологических особенностей индивида в процессе решения диагностических задач особенно актуальной. В наиболее общем виде диагностика понимается как особый вид процесса познания, сутью которого является именно распознавание, а не научное познание или простое узнавание (Ануфриев, 2006). В отличие от работы, целью которой является получение нового знания, распознавание не связано с обнаружением в науке фактов, законов или созданием нового знания. Это отнюдь не означает, что в процессе диагностики не может быть получено новое знание, просто в ней не ставится такой цели. Главной целью диагностики было и остается распознавание частого, конкретного явления, а научное знание в рамках ее cтановится вспомогательным средством распознавания (Кулагин, 1994 ).
Одной из важнейших задач является разделение рационального и интуитивного в процессе диагностики (Ануфриев, 2009). Интуитивное мышление наиболее результативно в ситуациях неопределенности и беспорядка. Но каждая проблемная ситуация сопряжена с выбором одного решения из нескольких, которое помогло бы достойно выйти из нее, «не потеряв лицо». Сам выбор может быть осознанным – путем скрупулезного сопоставления всех «за» и «против», но может быть неосознанным, спонтанным, интуитивным. Осмысление каждого из вариантов, их перебор и остановка на одном из них – требующая какого-то времени мыслительная работа, а это не всегда приемлемо. Интуитивное озарение обычно посещает нас после длительной работы подсознания, в процессе которой включается ассоциативное мышление. Озарение сопровождается, как правило, ощущением эмоционального подъема, радостью и моральным удовлетворением (Науменко, 2000).
Существует прямая зависимость: чем выше способность индивида к интуитивному мышлению, тем проще ему принимать решения в нестандартных ситуациях (Скок, 1987). Это в полной мере относится к ситуациям решения диагностических задач.
Для доказательства этого положения исследованию подверглись факторы, влияющие на проявление интуиции при решении диагностических задач. При этом главным постулатом был тот, что интуиция есть использование индивидом личного неосознанного обобщенного опыта, который он не может объяснить рационально именно потому, что опыт является неосознанным. Предметом исследования стали психологические особенности личности при решении диагностических задач. В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
- проявления интуиции индивидуально вариативны в зависимости от социально-психологических факторов;
- фактор интернальности-экстернальности влияет на проявление интуиции;
- уровень развития интуиции связан с уровнем эмпатии индивида;
- индивид, способный к проявлениям интуиции, более успешен в профессии и работе, он в большей степени удовлетворен результатами своей работы и своим социальным положением.
Связь между способностью к интуитивному мышлению и результативностью выполняемой работы не вызывает сомнений. Способный не только к скрупулезному анализу, но и к творческим озарениям диагност полезен как профессионал, потому что может мыслить в двух интеллектуальных плоскостях рационально-логической и интуитивной. Описанные качества являются важными составляющими процесса решения диагностических задач в различных видах деятельности.