Аспекты рискованного поведения и интернет-зависимости в социализации молодежи
В.А. Дмитриева, Я.В. Нестерова
Подростковый период и его проблемы являются объектом все возрастающего внимания, в особенности в последнее десятилетие, когда на стыке социологической и психологической наук появился термин «рискованное поведение».
Молодежь проявляет все более глубокую потребность в осмыслении и стремлении к человеческой жизни, богатой глубинным содержанием, но в то же время зачастую молодые люди оказываются неуверенными, дезориентированными и потерянными. Это критическое положение затрагивает в той или иной мере практически всех молодых людей.
Наличие в обществе молодежных групп риска является одной из наиболее серьезных социальных проблем. Психологические отклонения, связанные со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, сопровождаются жестокостью, криминогенным поведением и другими формами антисоциального поведения, а также неспособностью приносить реальную пользу обществу.
Кроме того, эпидемиологические данные, общие для всего развитого мира, показывают, что подростки и молодые люди негативно реагируют на предостерегающую информацию о проблемах СПИДа, алкоголя, антисоциального поведения и ДТП, широко распространяющуюся в последние десятилетия.
Говоря о проблемах молодежи из группы риска, мы сталкиваемся с внешними проявлениями проблемы, за которой прячется глубинный конфликт, и поэтому она должна ре- шаться новыми способами. Целью ряда наших исследований было изучение возможных мотивов «рискованного поведения», а также психологических факторов индивидуального роста, которые могут облегчить изменение или преодоление нефункциональных стереотипов, не дающих возможности позитивного развития молодого человека от социальной аномалии к творчеству. Решение исследовательских проблем происходит с опорой на экзистенциально-гуманистические принципы, заложенные в 40-60-е годы (А. Адлер, Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл).
Проведенное в Италии исследование 200 молодых людей и их сравнение с контрольной группой, которое осуществлялось с помощью метода фокус-групп, выявило основные мотивы подростков, склонных к рискованному поведению: а) потребность быть знаменитым; б) потребность быть принимаемым в своей группе, потребность чувствовать собственную значимость. Помимо этого, исследование выявило, что психологически такие подростки склонны: а) избегать реальности; б) избегать проблем; в) не чувствовать ответственности за свою жизнь.
Результаты этого исследования, как и результаты ряда других исследований, подтверждают, что за проявлениями рискованного, отклоняющегося поведения стоят глубокие внутренние проблемы.
Таким образом, назрела необходимость изменить подход в работе с молодыми людьми и подростками, имеющими проблемы с алкоголем, наркотиками, асоциальным поведением, поскольку все это лишь следствие более глубоких психологических проблем и определенной психической структуры и не может более объясняться исключительно проблемами наследственности или социального окружения . Последней точки зрения придерживаются социальная психология, политическая и юридическая психология, которые видят корень проблемы в самом обществе с его ошибочной и насильственной культурой, агрессивными средствами массовой информации и опасными связями.
Подросток чувствует в себе потенциал, позволяющий ему стать взрослым со всеми связанными с этим статусом правами и неизбежными обязанностями. Но зачастую социальный контекст не способен реализовать эту возможность. Подросток, с одной стороны, ощущает возможность взросления, а с другой - испытывает недостаток пространства и инструментов, обеспечивающих самоутверждение. Получается, что сначала индивид обусловлен окружающей средой, а затем он сам начинает обусловливать окружающую среду. Речь идет о кризисе личности, который начинается, когда социальная среда изменяет свои требования к субъекту, который, будучи скован структурой ограничений, не в состоянии осуществить внутренние изменения, чтобы соответствовать социальным потребностям.
Основная сложность в любом психологическом несоответствии - это невозможность освободиться от удобных и в то же время инфантильных реакций. Человек закрепляет инфантильные типы поведения, вместо того чтобы развиваться в направлении роста, автономии, свободы.
В этой плоскости лежат корни и так называемой интернет-зависимости. Интернет быстро вошел в нашу жизнь и из эксклюзивного средства коммуникации для исследователей и ученых превратился в пространство, где могут реализоваться почти все виды человеческой деятельности - от шоппинга до межличностного общения, от научного исследования до политических мероприятий. С психологической точки зрения это отличается от простого доступа к Интернету, использования электронной почты и общения в чате или поиска новостей.
На основе проведенных исследований становится очевидной взаимосвязь между специфическими трудностями индивидуумов во взаимоотношениях, их социальной дезадаптацией и привлечением к Интернету.
В киберпространстве интенсивно распространяется некая разновидность псевдочеловеческого существования посетителей интернет-форумов, чатов и пользователей сети в целом. Реальность больше «не проживается» людьми, она воображается, начинают наслаиваться один на другой различные уровни личности. Формируются виртуальные сообщества, и те, кто наибольшую часть времени проводят в сети, изолируют себя от истории реального мира.
Часто главной причиной посещения виртуального мира становится желание убежать от социальной и исторической фрустрирующей, неудовлетворяющей ситуации. Социальные отношения реальной жизни разрываются во имя поверхностных связей, предлагаемых сетью. Люди с низким уровнем самоуважения могут, находясь онлайн, изменить свою идентичность и пол. Сеть является демократичной, все имеют равные возможности в самопроявлении и контакт, который каждый пользователь устанавливает с другими, зависит только от его личных качеств, способности общения и т. д. Анонимность и отсутствие прямых и личных контактов приводят к тому, что субъект чувствует себя более свободным в самовыражении. Ролевые виртуальные игры компенсируют как основные психологические потребности, так и потребности более высокого уровня, поэтому обладают большим потенциалом с точки зрения привлечения к себе внимания.
Интернет представляет собой отличный ресурс для избегания каждодневных беспокойств и самоизолирования в идеалистической реальности. Поэтому особенно подверженными интернет-зависимости могут быть субъекты, имеющие экзистенциальные проблемы, с низким уровнем самоуважения, с трудностями в социальных отношениях и с тенденцией к изолированию.
В психологии важны подходы, которые помогают проанализировать и выявить нефункциональные модели мышления и поведения и встать на путь самореализации. Но самореализация - это задача исключительно личности, а не общества, так как общество следует закону равенства, в то время как индивидуальная сущность каждого человека следует неповторима и уникальна. Чтобы проникнуть в сокровенные глубины бытия, мысли и творения, познать высшую радость от всех благ, почувствовать уверенность в достижении очевидных благ (экономической, психологической и моральной стабильности), молодому человеку необходимо постоянно реализовывать свой потенциал во всей многогранности его психологической и экзистенциальной ситуации.
Глобализация, взаимодействие между разными культурами делают относительными многие абсолюты и пробуждают творческие способности человека. Поэтому так важна направленность на поиск подлинного существования и реализацию потенциала во взаимосвязи с обществом, дающим все большие возможности.