Аспекты рискованного поведения и интернет-зависимости в социализации молодежи
В.А. Дмитриева, Я.В. Нестерова

Опубликовано: Сборник материалов научных материалов Международной научно-практической конференции, Красноярск 26-27 апреля 2012 г.
Аспекты рискованного поведения и интернет-зависимости в социализации молодежи

Подростковый период и его проблемы являются объек­том все возрастающего внимания, в особенности в послед­нее десятилетие, когда на стыке социологической и психо­логической наук появился термин «рискованное поведе­ние».

Молодежь проявляет все более глубокую потребность в осмыслении и стремлении к человеческой жизни, богатой глубинным содержанием, но в то же время зачастую моло­дые люди оказываются неуверенными, дезориентирован­ными и потерянными. Это критическое положение затраги­вает в той или иной мере практически всех молодых людей.

Наличие в обществе молодежных групп риска является одной из наиболее серьезных социальных проблем. Пси­хологические отклонения, связанные со злоупотреблени­ем алкоголем и наркотиками, сопровождаются жесто­костью, криминогенным поведением и другими формами антисоциального поведения, а также неспособностью при­носить реальную пользу обществу.

Кроме того, эпидемиологические данные, общие для всего развитого мира, показывают, что подростки и моло­дые люди негативно реагируют на предостерегающую ин­формацию о проблемах СПИДа, алкоголя, антисоциально­го поведения и ДТП, широко распространяющуюся в пос­ледние десятилетия.

Говоря о проблемах молодежи из группы риска, мы стал­киваемся с внешними проявлениями проблемы, за которой прячется глубинный конфликт, и поэтому она должна ре- шаться новыми способами. Целью ряда наших исследова­ний было изучение возможных мотивов «рискованного по­ведения», а также психологических факторов индивидуаль­ного роста, которые могут облегчить изменение или прео­доление нефункциональных стереотипов, не дающих воз­можности позитивного развития молодого человека от со­циальной аномалии к творчеству. Решение исследова­тельских проблем происходит с опорой на экзистенциаль­но-гуманистические принципы, заложенные в 40-60-е годы (А. Адлер, Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл).

Проведенное в Италии исследование 200 молодых лю­дей  и их сравнение с контрольной группой, которое осуществлялось с помощью метода фокус-групп, выявило основные мотивы подростков, склонных к рискованному поведению: а) потребность быть знаменитым; б) потреб­ность быть принимаемым в своей группе, потребность чувствовать собственную значимость. Помимо этого, ис­следование выявило, что психологически такие подростки склонны: а) избегать реальности; б) избегать проблем; в) не чувствовать ответственности за свою жизнь.

Результаты этого исследования, как и результаты ряда других исследований, подтверждают, что за проявлениями рискованного, отклоняющегося поведения стоят глубокие внутренние проблемы.

Таким образом, назрела необходимость изменить под­ход в работе с молодыми людьми и подростками, име­ющими проблемы с алкоголем, наркотиками, асоциаль­ным поведением, поскольку все это лишь следствие более глубоких психологических проблем и определенной пси­хической структуры и не может более объясняться исклю­чительно проблемами наследственности или социального окружения . Последней точки зрения придерживаются социальная психология, политическая и юридическая пси­хология, которые видят корень проблемы в самом обще­стве с его ошибочной и насильственной культурой, агрес­сивными средствами массовой информации и опасными связями.

Подросток чувствует в себе потенциал, позволяющий ему стать взрослым со всеми связанными с этим статусом правами и неизбежными обязанностями. Но зачастую со­циальный контекст не способен реализовать эту возможность. Подросток, с одной стороны, ощущает возможность взросления, а с другой - испытывает недостаток простран­ства и инструментов, обеспечивающих самоутверждение. Получается, что сначала индивид обусловлен окружающей средой, а затем он сам начинает обусловливать окружа­ющую среду. Речь идет о кризисе личности, который начи­нается, когда социальная среда изменяет свои требования к субъекту, который, будучи скован структурой ограниче­ний, не в состоянии осуществить внутренние изменения, чтобы соответствовать социальным потребностям.

Основная сложность в любом психологическом несоот­ветствии - это невозможность освободиться от удобных и в то же время инфантильных реакций. Человек закрепляет инфантильные типы поведения, вместо того чтобы разви­ваться в направлении роста, автономии, свободы.

В этой плоскости лежат корни и так называемой интер­нет-зависимости. Интернет быстро вошел в нашу жизнь и из эксклюзивного средства коммуникации для исследова­телей и ученых превратился в пространство, где могут реа­лизоваться почти все виды человеческой деятельности - от шоппинга до межличностного общения, от научного ис­следования до политических мероприятий. С психологи­ческой точки зрения это отличается от простого доступа к Интернету, использования электронной почты и общения в чате или поиска новостей.

На основе проведенных исследований  становится очевидной взаимосвязь между специфическими труднос­тями индивидуумов во взаимоотношениях, их социальной дезадаптацией и привлечением к Интернету.

В киберпространстве интенсивно распространяется не­кая разновидность псевдочеловеческого существования посетителей интернет-форумов, чатов и пользователей се­ти в целом. Реальность больше «не проживается» людьми, она воображается, начинают наслаиваться один на другой различные уровни личности. Формируются виртуальные сообщества, и те, кто наибольшую часть времени проводят в сети, изолируют себя от истории реального мира.

Часто главной причиной посещения виртуального мира становится желание убежать от социальной и историчес­кой фрустрирующей, неудовлетворяющей ситуации. Соци­альные отношения реальной жизни разрываются во имя поверхностных связей, предлагаемых сетью. Люди с низ­ким уровнем самоуважения могут, находясь онлайн, изме­нить свою идентичность и пол. Сеть является демократич­ной, все имеют равные возможности в самопроявлении и контакт, который каждый пользователь устанавливает с другими, зависит только от его личных качеств, способ­ности общения и т. д. Анонимность и отсутствие прямых и личных контактов приводят к тому, что субъект чувствует себя более свободным в самовыражении. Ролевые вирту­альные игры компенсируют как основные психологичес­кие потребности, так и потребности более высокого уров­ня, поэтому обладают большим потенциалом с точки зре­ния привлечения к себе внимания.
Интернет представляет собой отличный ресурс для из­бегания каждодневных беспокойств и самоизолирования в идеалистической реальности. Поэтому особенно подвер­женными интернет-зависимости могут быть субъекты, имеющие экзистенциальные проблемы, с низким уровнем самоуважения, с трудностями в социальных отношениях и с тенденцией к изолированию.

В психологии важны подходы, которые помогают про­анализировать и выявить нефункциональные модели мышления и поведения и встать на путь самореализации. Но самореализация - это задача исключительно личности, а не общества, так как общество следует закону равенства, в то время как индивидуальная сущность каждого челове­ка следует неповторима и уникальна. Чтобы проникнуть в сокровенные глубины бытия, мысли и творения, познать высшую радость от всех благ, почувствовать уверенность в достижении очевидных благ (экономической, психологи­ческой и моральной стабильности), молодому человеку необходимо постоянно реализовывать свой потенциал во всей многогранности его психологической и экзистенци­альной ситуации.

Глобализация, взаимодействие между разными культу­рами делают относительными многие абсолюты и пробуж­дают творческие способности человека. Поэтому так важ­на направленность на поиск подлинного существования и реализацию потенциала во взаимосвязи с обществом, да­ющим все большие возможности.