Существование как противоречие и возвращение к человеческой ипостаси
Дмитриева Виктория Александровна

Опубликовано: IV Международная научно-практическая конференция "Социальная онтология в структурах теоретического знания", Ижевск 2012 г.
Существование как противоречие и возвращение к человеческой ипостаси

Человек есть история. Человек есть историческая сущность, призванная полагать себя в постоянно увеличивающемся соответствии бытию, то есть переводить в реальное действие сокровенную виртуальность собственной рациональности или бытийной упорядоченности. В качестве сущности он есть место, в качестве исторической сущности— самостановление: вначале он получает толчок для исполнения некой миссии, затем воплощает в истории свою  миссию быть. Чтобы в полной мере быть самим собой, человек должен быть готов действовать в истории. История это чувственно проверенная мера стремления человека к Бытию, или отсутствия этого стремления.

Таким образом, любое исследование всегда должно производиться с позиции исторически обозначенного экзистенциализма, поскольку бытие определяет себя проблемой лишь в ответ на некий способ запроса. Существование в этом смысле можно определить как непрерывный поиск проблем, требующих разрешения. С точки зрения быта, жизнь не является проблемой. Если она и представляет собой проблему, то только для нас, существующих здесь. Бытие становится проблемой с момента существования человека, и он может решить ее только в условиях своего «здесь и сейчас», определенного обстоятельствами.

Человек есть «духовно-историческое единство действия, основанное онтическим проектом в земном воплощении и наделенное разумными, рациональными, эмоциональными, биологическими способностями, или функциям .Когда человек обретает самоочевидность в своем внутреннем мире, он постигает себя как всегда сущий, как интуитивный личностный факт, он не рождается и не умирает. Таково закономерное следствие его онтической структуры: в тот момент, когда человек сбывается, он причастен вечному смыслу, посредующему для него все возможные виды существования.

Человек может познавать, потому что он есть, потому что он существует, потому что он — сущее. Единое и сущее, так же как сущее и истинное, — взаимообратимы. Человек тоже есть сущее — сущее единое и истинное. Значит, он присущ сущему изнутри, он сам — сущее, в однозначности с бытием и по аналогии с ним. Аналогичным или однозначным способом, но человек неизменно присущ бытию.

Существование в рамках земной жизни — это феноменология единого целого, причины которого схожи почти во всем универсуме, и оно может поддерживаться, потому что единое целое непрерывно метаболизирует эту феноменологию.

Существование – философская категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия, представляет собой лишь аспект сущего. Особое место философия отводит вопросу существования (экзистенция) человека. Экзистенция, как философская категория, занимающая центральное положение в экзистенциальной философии (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель, Камю и др.), используется для обозначения конкретного бытия. В современной философии категорией «экзистенция» фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности.

Согласно Хайдеггеру М. существование («экзистенция») относится к особому сущему, называемому им Dasein (от нем. «вот-бытие», «здесь-бытие», «существование здесь», «присутствие», «бытие присутствия»), и его необходимо рассматривать в рамках особой экзистенциальной аналитики. «Присутствие есть сущее, которое не только случается среди другого сущего. Оно напротив, онтически отличается тем, что для этого сущего в его бытии речь идет самом этом бытии».

В экзистенциальной психологии и психотерапии понятие Dasein определяет конкретное бытие человека (по времени, месту, пространству существования человека). Мэй Р. термин Dasein переводит с немецкого буквально, как: «находящийся здесь человек», и в качестве эквивалента в своих трудах использует понятие «человека существующего».

По мнению Ясперса К., вся экзистенциальная философия есть философия бытия человека.

Одно из определений термина «существование» в рамках онтопсихологического подхода звучит следующим образом: «Конкретная феноменологическая данность всеобщего и абсолютного бытия. Бытие, когда оно обрисовано, уточнено во времени и пространстве среди других индивидуаций».

Таким образом, существование означает «выход за пределы основания», «проистечение из того, что есть в себе». Любое исследование значения термина «существование» обязывает уточнить, каким именно способом мы соотносимся с жизнью.

«Почему я существую? Куда я иду? Я существую здесь и иду здесь. Видеть, воспринимать, познавать, развивать, любить этот путь, наслаждаться им, а потом — жить по ту его сторону. Цель пути пребывает по ту сторону эмоций, движения, она всегда есть нечто такое, что приводит все в движение, но сама при этом — статична, это — не­подвижный двигатель. Постичь ее можно не насильно оживляя всю нашу чувственность, а, доводя ее до конечного развития, то есть до состояния, в котором она поглощает сама себя, а значит, до тишины, в которой предстает перед нами откровение того, что есть».

Человек существует, потому что бытие есть, оно желает и призывает его. Перед лицом бытия человек нахо­дится в позиции настоящего и, в то время как он мыслит его, он поглощает его идентичность в своей идентичности, и наоборот. Высшая стадия идентичности личности исчерпывает всякую проблематику бытия и небытия. «Я существую, потому что по ту сторону меня я есть, уже есть. Феноменология этого существования должна проделать путь к потус­тороннему, к той цельности, где я создаю себя и создан как сущность.

Понятие бытия, будучи философской категорией, занимающей центральное место в системе философской науки, обозначает все то, что существует как таковое, действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии — онтологии.

В терминах онтопсихологии, бытие есть «универсальное начало всего, что существует, или всего, что реально. Бытие — то первое, всеобщее и простое, что допускает априорную логику бытия и небытия. В онтопсихологии разли­чаются три модуса бытия: 1) метафизическое, или трансцендентное, или Бытие как Бог; 2) всеобщее, или бытие как универсальное соучастие всех вещей; 3) индивидуальное, или бытие как соучастие меня, существующего «здесь и сейчас». Онто Ин-се* — посредник этих трех реальностей: на основе трансцендентного Бытия онто Ин-се связано с первоначалом; на основе всеобщего бытия онто Ин-се связано с космосом, универсумом, жизнью; на основе индиви­дуального бытия онто Ин-се связано с человеком как историческим вот-бытием, обозначающим его неповторимость».

Важно понять, что сущее, единое, истинное и благое взаимообратимы, ведь бытие — одно, их не два. То бы­тие, то «есть», которое человеком осуществляется повсюду, — всегда одно и то же. Оно создает общность реального, будучи сутью реального. Если субъект утверждает: «Я не знаю, что такое «есть» или «Я знаю, что такое есть», про­тиворечие вращается вокруг бытия-небытия. Кроме того, бытие в качестве единого непременно истинное, потому что оно — есть и не имеет возможности противоположного (небытие не существует). Бытие просто есть. Оно есть одно, а, следовательно, оно идентично повсюду и оно истинно... Бытие и небытие — это непрестанный опыт человеческого бытия. Жизнь как непрерывный и постоянный акт определяется решением, которое человек каждое мгновение дол­жен принимать снова и снова.

Согласно Менегетти, жизнь происходит из некоторого упадка более совершенной модели существования, чем та, которая известна нам сегодня. Очевидным тому доказательством служит факт: когда нам кажется, что мы идем вперед, растем и развиваемся, то приходим туда, где, как оказывается, уже существовали. В то самое мгновение, когда ты становишься больше, узнаешь больше, то обнаруживаешь, что ты здесь уже был. Так называемые достиже­ния нашего знания — как внешнего, так и внутреннего — есть лишь обнаружение того, что было прежде нас. Рост — это возвращение. «С того момента, как существование превращается в вечный акт, происходит уничтожение множе­ственности и возвращается идентичность единого. Это — переход в бытие, другими словами, это «есть или не есть».

Чтобы понять бытие, необходимо вспомнить о человеке, потому что, только поняв человека, можно почувст­вуете мирное возвращение безмерности бытия.