Особенности профессионального становления специалистов сферы образования
В.А. Дмитриева, Я.В. Нестерова

Опубликовано: Материалы научной конференции "Ананьевские чтения - 2012. Психология образования в современном мире"

Преподавание и образование являются обязательными функциями для любой экономики и гражданского общества в целом. Через образо­вание передаются из поколения в поколение, помимо технических зна­ний, также и ценности самого общества. В последние годы в Европе возрос исследовательский интерес к проблемам подготовки и станов­ления педагогов. Факультетом психологии СПбГУ был выполнен ряд исследований в этой области в республике Италия (Вольпе, 2006; Вольпичелли, 2008; Барбаро, 2009).

Краткий анализ исследований позволяет назвать в качестве акту­альных проблем психологии образования в Италии кризис профессио­нальной идентичности педагогических кадров, а также потребность в новом подходе к их формированию. Роль педагога крайне важна в диа­логе подростка с внешним миром. Его функциональность, способность отвечать на вызовы современного общества, преданность гуманистиче­ским истинам необходимы для формирования нового поколения, преемственности лучших ценностей человечества. Проблема современного итальянского образования  заключается в том, что практически утрачен это ориентир, и люди, которые являются основным звеном в передачи ценностей, в реальности демонстрируют разрыв между провозглашаемыми идеалами и собственным поведением в жизни.

Этот разрыв скрывается под множеством других проблем - несоответствующая оценка роли преподавателя в итальянском обществе, уровень заработ­ной платы, нагрузка в работе и недостаточность учебно-методического оснащения. Но глубинной проблемой является внутренний кризис, ха­рактерный для большинства интеллектуалов, которые в начале профес­сиональной карьеры с энтузиазмом брались за обучение молодежи, а потом пришли к ощущению своего бессилия, потере инициативы (Барбаро, 2009).

Достаточно сложная и разветвленная система социальных и образовательных учреждений в Италии стала требовать и более ос­новательного подхода к подготовке соответствующих специалистов. В частности, родилась потребность в новых профессиональных кадрах, которые бы несли нагрузку различных профессиональных функций: социальной помощи, воспитания, восстановления и интеграции в нор­мальную социальную жизнь тех, кто переживает серьезные трудности в адаптации.

Исследовались также такие экзистенциальные и психологические аспекты личности педагогов, работающих с подростками и членами их семей, как степень самоуважения и самосознания, являющиеся показа­телем экзистенциальной ответственности, уровень удовлетворенности работой и то, как педагоги воспринимают себя и свою работу.

Выяснилось, что именно последовательность и экзистенциальная ответственность педагога являются базовой предпосылкой для опти­мальной работы с подростком (Вольпе, 2006). Такое положение вещей подтверждается в исследовании образа преподавателя в самооценке и оценке студентов (Вольпичелли, 2008). После прохождения психоло­гических тренингов и курса психотерапии у преподавателей одного из римских университетов возросла активность в жизненных ситуациях, вера в собственные возможности. Кроме того, после участия в тренин­гах у преподавателей были зафиксированы повышение жизненного тонуса, возросшая ориентированность на достижение поставленных целей.  Такие люди считают свою жизнь интересной, значимой и на­полненной эмоциями и максимально реализуют свой потенциал.

Полученные нами результаты с очевидностью свидетельствуют о следующем:
 

  1. Преподаватель должен быть последовательным и ответственным человеком, действующим согласно своему экзистенциальному признанию, так как одной из его важнейших задач всегда является воспитание  у ученика  ответственности, как части жизненной морали.
  2. Современная  экзистенциально-гуманистическая психология и онтопсихология отводит  важную роль личности преподавателя, который в результате своей аутентичности, глубокого понимания себя, личной зрелости может решать собственные задачи и задачи, поставленные перед социумом.
  3. Результаты психологических исследований в области педагогики в Италии могут помочь отечественным специалистам в вопросах, связанных с исследованиями потребностей и ценностей педагогов и преподавателей, в том, в каких курсах и внутренних изменениях они нуждаются. Продолжение подобных исследований представляется целесообразным, поскольку тема весьма перспективна, актуальна и, как само образование, вечна.