Развитие эмоциональной сферы посредством классической музыки
К.С. Харлова, Н.Н. Рождественская
Во многих исследованиях было показано, что музыка способна значительно влиять не только на психологическое, но и на физиологическое состояние слушателя (Ч. Дизренс, Н. Черкас, Ф. Блум). Как ска-зал Л.С. Выготский: «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело» (Выготский, 1986). Гуманистические и экзистенциальные психологи определяли организменные реакции как организмический оценивающий процесс, при котором ценности никогда не становятся фиксированными, или ригидными, а переживания точно отображаются в символах, постоянно и заново оцениваются с точки зрения организмического удовлетворения. Многие наши сенсорные или висцеральные ощущения не символизируются, но доступны для осознания, если существует такая потребность. Это касается и таких всецело бессознательных процессов, как регуляция температуры тела, и таких свойственных только человеку функций, как выбор жизненного пути (Роджерс, 2007; Менегетти, 2009). С помощью музыки, сознательно управляя реакциями, человек способен менять как свое состояние, так и состояния других людей.
В XIX в. И.М. Догель установил, что под воздействием музыки меняются артериальное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург Б.В. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость, а так же говорил об огромном значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней жизни.
На основе обобщенного эмпирического материала Б.М. Теплов впервые в отечественной практике с позиций деятельностного подхода проанализировал структуру музыкальности, вскрыл психологическую природу музыкального переживания. Изучив многочисленные высказывания композиторов и писателей (Чайковского, Шопена, Тургенева, Толстого и др.), он показал важную роль эмоций и чувств в качестве предметного содержания музыки, доказав возможность отражения качественного многообразия эмоций в музыке (Теплов, 1947).
С новых позиций рассмотрел коммуникативную природу музыки в связи с ее направленностью на слушателя В.В. Медушевский (Медушевский, 1983). Проводились исследования, где ставился акцент на особом влиянии музыкального ритма произведения на организм слушателя (В.С. Марахасин и В.М. Цехановский), на влияние музыкальных ритмов на биоритмы человеческого мозга (Г. Уолтер, В.И. Петрушин).
Проведенное нами исследование посвящено феноменологии восприятия классической музыки, поэтому мы использовали как опыт феноменологии чувственного восприятия, так и опыт феноменологии интерпретации субъектом своих реакций на прослушивание отрывков классической музыки. Исследование носило экспериментальный характер, и в нем приняли участие 20 испытуемых (10 русских, 10 итальянцев, в возрасте от 22 до 57 лет), которые прослушивали отрывки из произведений Вивальди, Берлиоза, Равеля, Мендельсона, оценивая свое состояние, выполняя тест Люшера и замеры физиологических параметров, давая ассоциации и образы на предъявляемые отрывки.
Была подтверждена гипотеза об изменении организменных реакций участников эксперимента в процессе прослушивания отрывков классической музыки. Обнаружены статистически значимые взаимосвязи между организменными реакциями участников эксперимента, самооценкой состояния и отношением к классической музыке. Статистически значимые различия в организменных реакциях русских и итальянцев носят скорее поведенческий характер и связаны с большей поведенческой экспрессией итальянцев, чем с различиями в организмическом восприятии музыкальных отрывков и самооценке испытуемых. Мы обнаружили сходные ассоциации у русской и итальянской части выборки, которые позволили нам сделать вывод о том, что интерпретация музыкальных отрывков не зависит от культурной идентичности и национальности. У тех участников эксперимента, которые смогли осознать организменные реакции и проинтерпретировать возникшие у них ассоциации, оказались выше показатели жизнестойкости, самооценка уровня жизни, настроения.
Таким образом, развитие чувствительности личности в опыте восприятия классической музыки состоит в осознании индивидом своих психофизиологических ощущений и не зависит от национальности, образования и музыкальных предпочтений.