Развитие эмоциональной сферы посредством классической музыки
К.С. Харлова, Н.Н. Рождественская

Опубликовано: Материалы научной конференции "Ананьевские чтения - 2012. Психология образования в современном мире"
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Во многих исследованиях было показано, что музыка способна значительно влиять не только на психологическое, но и на физиологи­ческое состояние слушателя (Ч. Дизренс, Н. Черкас, Ф. Блум). Как ска-зал Л.С. Выготский: «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело» (Выготский, 1986). Гуманистические и экзистенциальные психологи определяли организменные реакции как организмический оценивающий процесс, при котором ценности нико­гда не становятся фиксированными, или ригидными, а переживания точно отображаются в символах, постоянно и заново оцениваются с точки зрения организмического удовлетворения. Многие наши сенсор­ные или висцеральные ощущения не символизируются, но доступны для осознания, если существует такая потребность. Это касается и та­ких всецело бессознательных процессов, как регуляция температуры тела, и таких свойственных только человеку функций, как выбор жиз­ненного пути (Роджерс, 2007; Менегетти, 2009). С помощью музыки, сознательно управляя реакциями, человек способен менять как свое состояние, так и состояния других людей.

В XIX в. И.М. Догель установил, что под воздействием музыки меняются артериальное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург Б.В. Петровский использовал музыку во время слож­ных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость, а так же говорил об огромном значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней жизни.

На основе обобщенного эмпирического материала Б.М. Теплов впервые в отечественной практике с позиций деятельностного подхо­да проанализировал структуру музыкальности, вскрыл психологиче­скую природу музыкального переживания. Изучив многочисленные высказывания композиторов и писателей (Чайковского, Шопена, Тургенева, Толстого и др.), он показал важную роль эмоций и чувств в качестве предметного содержания музыки, доказав возможность отражения качественного многообразия эмоций в музыке (Теплов, 1947).

С новых позиций рассмотрел коммуникативную природу музыки в связи с ее направленностью на слушателя В.В. Медушевский (Медушевский, 1983). Проводились исследования, где ставился акцент на особом влиянии музыкального ритма произведения на организм слу­шателя (В.С. Марахасин и В.М. Цехановский), на влияние музыкаль­ных ритмов на биоритмы человеческого мозга (Г. Уолтер, В.И. Пет­рушин).

Проведенное нами исследование посвящено феноменологии восприятия классической музыки, поэтому мы использовали как опыт фе­номенологии чувственного восприятия, так и опыт феноменологии интерпретации субъектом своих реакций на прослушивание отрывков классической музыки. Исследование носило экспериментальный ха­рактер, и в нем приняли участие 20 испытуемых (10 русских, 10 италь­янцев, в возрасте от 22 до 57 лет), которые прослушивали отрывки из произведений Вивальди, Берлиоза, Равеля, Мендельсона, оценивая свое состояние, выполняя тест Люшера и замеры физиологических параметров, давая ассоциации и образы на предъявляемые отрывки.

Была подтверждена гипотеза об изменении организменных реак­ций участников эксперимента в процессе прослушивания отрывков классической музыки. Обнаружены статистически значимые взаимо­связи между организменными реакциями участников эксперимента, самооценкой состояния и отношением к классической музыке. Стати­стически значимые различия в организменных реакциях русских и итальянцев носят скорее поведенческий характер и связаны с большей поведенческой экспрессией итальянцев, чем с различиями в организмическом восприятии музыкальных отрывков и самооценке испытуе­мых. Мы обнаружили сходные ассоциации у русской и итальянской части выборки, которые позволили нам сделать вывод о том, что ин­терпретация музыкальных отрывков не зависит от культурной иден­тичности и национальности. У тех участников эксперимента, которые смогли осознать организменные реакции и проинтерпретировать воз­никшие у них ассоциации, оказались выше показатели жизнестойко­сти, самооценка уровня жизни, настроения.

Таким образом, развитие чувствительности личности в опыте вос­приятия классической музыки состоит в осознании индивидом своих психофизиологических ощущений и не зависит от национальности, образования и музыкальных предпочтений.