Психологические особенности восприятия театральной роли школьниками младших и старших классов в Италии (на примере мифа о Ромуле и Реме)
Дмитриева В.А., Горчакова Н.М., Пелевина Н.В. и др.
Опубликовано: Петербургский психологический журнал N 7, 2014
Дмитриева В.А., Горчакова Н.М., Пелевина Н.В., Салитова М.В., Абдульманова Д.М.
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербург
С древнейших времен театр считается видом искусства, несущим в себе отражение действительности, характеров, конфликтов, утверждения того или иного отношения, идей и интерпретации событий, где главным действующим лицом является актер. Психологической науке театр стал интересен как одна из форм проявления бессознательного через ролевую игру. «Существует множество противоречащих друг другу теорий, философий, техник и подходов, происходящих из различных источников, развивающихся сегодня в рамках драматерапии.
Их эволюция так же изменчива и подвижна, как сам творческий процесс» [3, с. 28]. В театральной постановке используется не только вербальный канал передачи актером информации о себе, но и через «восприятие телесности, жестикуляции, даже через роли самой игры» [6, с. 87]. Первым, кто применил игру в психотерапии, был З. Фрейд. Он использовал «игру как метод при известном анализе «маленького Ханса», подтолкнув клиентов к игре и обмену ролями [15, с. 192].
Однако признание ролевых игр как формы эффективной психотерапии принято считать с психодрамы, основателем которой является Дж. Морено. «Морено описывал поведение с точки зрения ролей» [7, с. 20], источником вдохновения которых были эксперименты с детским «театром спонтанности» [17, с. 9]. По его мнению «работа с понятием «роль» как точкой отсчета обладает методическим преимуществом по сравнению с «личностью» или «эго» [8, с. 46]. Им были разработаны не только тренинги спонтанности для детей, но и ролевое тестирование детей школьного возраста. Он отмечал, что «психодраматическую работу необходимо градировать в соответствии с уровнем зрелости участников» [13, с. 195].
Позднее использование «ролевой игры» успешно нашло свое применение в практической психологии, а именно: в психодраме (Морено Дж., Морено З., Лейтц Г., Лебовичи С., Анзье Д., Дяткин Р., Кестенберг Э., Фокс Дж., Миназов Р.Д.), драматерапии (Холловэй П., Фокс Л., Митчелл С., Курукли-Робертсон К.), монодраме (Йорда К., Эрлахер-Фаркас Б., Рабель Г., Шпонгер-Шенгерр М.Т., Прункер Х., Рутнер В., Ритоок М., Штельциг М., Гриммер К., Хофер В.), психотеи (Менегетти А.), театре форуме (Боул А., Холловэй П., Прохорова Е.Н.), транзактном анализе (Берн Э.), гештальт-терапии (Перлз Ф.), клинической практике (Киппер Д., Холловэй П., Апполинари К., Донован Д., Фокс Л., Бруно М.Е., Миназов Р.Д. и др.), так же «ролевую игру» используют как составляющую часть мультимодальной терапии (Шенкель И., Кулаков С.А., Миназов Р.Д.).
В процессе проживания театральной роли человек неосознанно проявляет свой особый стиль поведения при взаимодействии с внешней средой. Работая с подростками, П. Питцеле заметил, что «каждому из молодых людей была свойственна характерная манера поведения, они как бы носили маски, эти маски могут принимать множество разных форм... и чем больше подросток расстроен, тем плотнее «прирастает» к нему маска, которую он демонстрирует в психодраматической группе», называя их «масками приспособления» [16, с. 42].
Дж. Мид в своей концепции определил категории «I» и «Me», где «Ме» – это совокупность способов поведения других, прочувствованных и освоенных индивидом» [6, с. 93]. В терминах Я. Морено данный феномен звучит как «консервы», а А. Менегетти это называет «вхождением в совокупность или ритм стереотипов» [12, с. 126]. Одновременно «в процессе взятия ролей присутствует феномен идентификации», где усвоенная роль в отношении к другому, исполняется при взаимодействии с этим другим [2, с. 74].
Таким образом, обращение в повседневной жизни к усвоенным способам реагирования, как правило, предлагает безопасность, но одновременно «блокирует человеческую индивидуализацию» [6, с. 105]. Вследствие этого со временем появляется «механичность» мышления, чувствования и реагирования (Boal, 1992, c. 40)» [14, с. 181].
Ряд ученых замечают уникальную способность проявления спонтанности в театральном действии и игре, где происходит проживание усвоенного стереотипа поведения. Участвуя в детских играх и наблюдая за детьми, Морено пришел к выводам, что «принцип «спонтанность – креативность» существует в каждом ребенке, и его можно наблюдать в креативном выражении игры» [18, с. 157].
Одновременно в игре, с той же степенью спонтанности «проступают детские агрессии, существующие на подсознательном уровне. Происходит выражение чувств, радости и боли. В самостоятельно созданных историях и драмах разыгрываются проблемы и мысли, занимающие детей. Заново рассказываются известные истории.
Детьми спонтанно берутся на себя те роли, которые им нравятся» [18, с. 157]. Это открывает возможности для психологической диагностики. Поскольку драматерапия «делает понятными сценические структуры через игру, то мы можем исходить из того, что психодраматическая терапия усиливает психологическое понимание» [6, с. 89]. Выходя «за пределы реальности», подросток получает новый и более расширенный опыт своего бытия [18, с. 158].
К. Юнг считал, что «использование ребенком образного выражения в присутствии драматерапевта может позволить ему освободиться от сильных бессознательных символов в критический эмоциональный момент» [2, с. 82].
А Дж. Кауфман в своей аффективной теории «подчеркивает взаимосвязь между аффектом, сценой и языком...и обрисовывает широкие клинические возможности драматерапевта, работающего через сценическое действие и средства драматической дистанции» [4, с. 132]. Чем меньше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, тем меньше он стремится организовать ее ход, определить ее основное направление, тем больше, как правило, его жизнь становится подражательной, похожей на жизнь других людей, стандартной [1, с. 6].
Применяя в практической работе с детьми театральную постановку, психотерапевт способствует осознанию нефункциональных моделей поведения, в процессе которой «индивидуальное и коллективное бессознательное открываются для сценической спонтанности» [12, с. 118]. Целью такой работы «является создать условия, при которых люди могли бы перейти от чувства переполненности внешними событиями к новым способам видения себя в качестве актеров в собственных жизнях» [14,с.178].
В качестве инструмента мы использовали театральную постановку, с помощью которой итальянским школьникам предоставлена возможность погружения в историческую значимость события мирового масштаба – рождения центра культурной, религиозной и политической столицы Италии.
Играя роли в театральной постановке, через образы и собственные проекции, школьники как бы «вживаются» в роль, становятся актерами, которые несут на себе данный образ и, вероятно, через него могут смотреть на мир и строить взаимоотношения с другими людьми. И то, на основе какого критерия ребенок выбирает, какого персонажа он хочет играть, может сказать о его отношении к самому себе, о том, какую жизненную позицию он выбирает, как строит отношения со сверстниками и взрослыми в реальной жизни.
И наконец, это изучение формирования системы ценностных ориентаций у ребенка и психологии победителя, созидателя. Под победой мы не подразумеваем «взять верх над другими». Это внутренний успех, самовыстраивание, внутреннее удовлетворение от хорошо сделанных дел.
Человек питается удовольствием и им живет. Жизнь прекрасна, если он умеет культивировать это удовольствие, состоящее из множества маленьких побед. На протяжении жизни каждая проблема является экзаменом. Если взят с успехом один рубеж, то человек готов взять следующий. И именно через эти достижения формируется самоуважение и повышается самооценка.
При проведении эмпирических исследований с помощью театральной постановки исследователи сталкиваются с трудностями, сама суть такого исследования сложна и не традиционна. В большей степени подобный опыт описан зарубежными психологами, и наша попытка представить наше исследование определяет его актуальность для российской психологической школы и объясняет использование в основном трудов зарубежных авторов в теоретической части работы.
Для проведения исследования детям было предложено принять участие в театральной постановке на тему известной итальянской легенды про двух братьев Ромула и Рэма, а также самостоятельно сделать выбор той или иной роли. Мы изучили легенду, где братья изначально были заодно, а затем стали соперниками, дойдя до смертельного конфликта. Рэм был убит своим братом Ромулом. Ромул в дальнейшем становится основателем величайшего города – Рима. ..
Всю статью можно скачать здесь.