Эмоциогенность различных типов произведений классической музыки (опыт кросс-культурного исследования)
Дмитриева В.А., Михалюк О.С., Харитонова Т.Ю., Вацлавик П.

Эмоциогенность различных типов произведений классической музыки (опыт кросс-культурного исследования)
Дмитриева В.А., Михалюк О.С., Харитонова Т.Ю., Вацлавик П. // Петербургский психологический журнал №12
Статья посвящена изучению влияния двух типов произведений классической музыки (однозначно позитивно воспринимаемых слушателями и неоднозначно воспринимаемых, вызывающих противоречивые чувства) на эмоциональное состояние человека. Исследование носит кросс-культурный характер и проводилось в Италии и России.
В основу эксперимента положен целостный подход, отражающий психофизиологические реакции и интерпретацию слушателем своего переживания. В качестве переменной, которая, взаимосвязана и с психофизиологическими параметрами восприятия, и с особенностями интерпретации опыта восприятия выбрана жизнестойкость. Стимульным материалом явились фрагменты из произведений Вивальди, Берлиоза, Равеля, Мендельсона.
Сделанные на основании проведенного исследования выводы показывают, что психофизиологические реакции слушателей изменялись в процессе восприятия классической музыки и отличались в зависимости от типа произведения. Статистически значимых различий в восприятии музыкальных отрывков между русскими и итальянцами обнаружено не было. Выявлены схожие ассоциации, возникшие при прослушивании музыкальных фрагментов у итальянцев и русских, и они были близки смыслу музыкального отрывка.