Торжество "национального" - условие музыкального прогресса. Ю.Ф. Марьясова1 / Журнал «Alma mater» (Вестник высшей школы) Специальный выпуск «Премия Менегетти – 2012», 2012

Проблема прогресса в истории музыкального искусства рассмотрена автором в трех аспектах — философском, искусствоведческом и педагогическом. Основная мысль работы — соединение национальных, народных традиций с современными средствами музыкальной выразительности рождает явления искусства исторического значения.
Ключевые слова: новые школы и направления, прогресс культуры народа, воспитание детей с «национальным» взглядом на искусство, патриотическое воспитание молодежи, самобытность и независимость культуры, национальное начало в искусстве.


Истоки профессионального искусства

Несмотря на великое многообразие форм современного профессионального искусства, у всех из них в итоге один прародитель — народ. Собраны яркие примеры того, как формы народного театра, мелодии обрядовых песен, сюжеты древней истории и мифологии становятся не только самостоятельными произведениями большой смысловой содержательности, но и целыми направлениями и школами, оказавшими воз- действие на мировой культурный процесс. Они остаются актуальными и в XXI в.

Чем в сущности отличается народное творчество от профессионального и что может их связывать? Народное творчество (песня, обряд или игра) всегда непосредственно связано с четко установленным действием, сопровождает его. У него нет определенного автора, даже не столько потому, что каждый исполнитель привносит часть своего замысла, а потому, что принадлежит оно всем, является достоянием общины, семьи. Во времена язычества деятельность человека носила ритуальный характер, и составной частью ритуала как раз и являлись музыка, танец, изображение. Напротив, профессиональное искусство требует подготовки и определенного образа жизни. Чаще всего его цель — назначение состоит в получении прибыли, продвижении в обществе определенных идей и настроений. Оно служит и обеспечению интересов общества и государства, самореализации личности.

Ранние формы профессионального искусства были очень близки народным формам. Со временем, начиная с эпохи Возрождения, в нем ясно наметилась другая тенденция — выход из внеэстетического контекста. Это означает, что искусство перестало быть чем-то сакральным и отныне призвано обслуживать «салоны». В музыке это дало начало симфоническим и инструментальным жанрам, в опере проявилось в виртуозности арий героев. Появились новые средства музыкальной выразительности, но вместе с тем музыка утратила свою содержательность2.

Лишь ранние романтики попробуют возродить национальные истоки и вкупе с накопленным за столетие музыкальным опытом в виде совершенных приемов, интонаций и композиционных форм создадут искусство, основанное на новых принципах, воспевающее красоту жизни и благородство человеческой души.

Мы рассматриваем преимущественно музыкальное искусство. Интерес оно представляет тем, что эта область изучена значительно менее других и нуждается в теоретических обобщениях. Проблема прогресса в истории музыки рассмотрена в трех аспектах — философском, искусствоведческом и педагогическом.

Прогресс: сущность и способы его оценки

Существует множество определений понятия «прогресс». Общее для них — зависимость прогресса от развития того или иного качества предмета. Также под прогрессом всегда понимается движение в течение отдельно взятого временного промежутка.

Однако мы говорим об искусстве. И здесь не все так однозначно. Украинский исследователь проблемы прогресса культуры Н.В. Гончаренко пишет: «Технический прогресс описывается с помощью количественных показателей — это эффективность нововведений, рост производительности труда и др. Анализ прогресса искусства требует новых категорий и понятий. Идеалом научного прогресса является «зеркальное» отражение существующих научных представлений окружающей действительности, законов развития объективного мира. Это весьма сложно связать с понятием художественности» [1].

Определяя прогресс в искусстве, обычно говорят о его социальной стороне, т.к. она приложима к широкому кругу явлений. На этом основании объектом исследования выбирается определенная территория, к которой привязано определенное направление музыки (в глобальном понимании — национальная школа). Уместно также, изучая закономерности развития искусства, применить диалектический метод, используя категории количества и качества, эволюции и революции.

Прогресс исключает возврат к исходной точке. Повторение в прогрессе, как доказал Гегель, есть повторение на высшем уровне. Прерывность прогресса есть прекращение его в одной сфере или месте и перемещение в другую сферу или место. В этом заключается сложность протекания прогрессивных процессов, их многонаправленность. Несомненно, наиболее ярким результатом многонаправленности прогресса является возникновение национальных культур, для которых характерно большое количество близких линий развития, родственных тенденций, общность процессов, что вылилось в различные и по форме, и по содержанию культурные ценности, а в более широком смысле — в различные цивилизации.

Выделим возможные критерии оценки музыкального прогресса той или иной территории или государства:

Из четырех критериев оценки музыкального прогресса абсолютным показателем является только четвертый: роль данного направления в мире и истории.

С интенсивным ростом и развитием средств массовой информации и расширением целевой аудитории пришло явление омассовления искусства, которое большинство исследователей характеризуют как отрицательное. Тем не менее по первым трем критериям любой «продукт массового потребления» был бы оценен очень высоко.

Еще одна проблема, связанная с прогрессом искусства, сложилась в России. Лучшие его образцы настоящего времени полностью сориентированы на западные тенденции. В этом русле ведется театральная и образовательная политика на высшем уровне, т.е.
ориентация на подготовку кадров за рубежом и организацию гастролей в России известных европейских артистов. Это считается престижным и составляет предмет гордости, но таким путем русское искусство теряет свою уникальность и самобытность, в результате чего оказывается в проигрыше на мировой арене.

Тенденции к ассимиляции (взаимообогащению культур) и «торжеству национального» присутствуют в любой культуре одновременно. Однако бывает, что случаются сильные перекосы в сторону одной из тенденций.

Ключ к пониманию музыкального прогресса

Когда говорим о любом значительном общественном явлении, мы невольно рассуждаем о его предпосылках, причинах, последствиях, идейной составляющей, месте личности в нем. Искусство — специфическая сфера, слабо связанная с другими сферами жизни, даже в некоторой степени удаленная от реальности в пользу художественности. Поэтому процессы развития и изменения здесь намного более сглажены. Если говорить в терминах теории прогресса, то качественные изменения в искусстве носят скорее реформаторский, нежели революционный характер. Искусство существует синхронно реальности, является порождением процессов, происходящих в обществе, и лишь в малой степени способно повлиять на них в обратном направлении3.

Тем не менее на искусство возложена особая миссия — осмысливание происходящего вокруг, и не так важно, жизнь ли это государства или переживания отдельно взятого человека. Так, памятники искусства представляют собой историческую ценность, закрепляя в себе не только факт события, но и отношение создателя к нему. Поэтому необходимо бережно сохранять все шедевры, когда-то созданные человеком, пытаться найти закономерности, логику времени. Особенную ценность для человека представляют памятники своей земли. На инстинктивном уровне они нам нравятся более других.

Первая музыка не создавалась из ничего — она вышла из человеческой речи, звуков природы и, не опираясь ни на какие правила или теоретические знания, явилась абсолютно новым творением души. К.Г. Юнг вводит в науку понятие архетипа — некоего универсального принципа, встречающегося в мифологии разных народов, не сообщавшихся между собой. По мнению Юнга, информация об архетипах хранится в бессознательном и связана с человеческими инстинктами. Искусство, в том числе музыкальное, архетипично (например, трехчастная композиция). Однако когда мы говорим уже о профессиональном искусстве, нужно отдавать отчет, в каких пределах это может иметь для нас значение. Вся народная музыка построена на определенных архетипичных образах (образ матери, младенца, природы и т.д.), и поэтому она наиболее универсальна и естественна.

В книге «Фольклор в контексте современной культуры» Э. Алексеев возлагает на народную музыку роль инструмента приобщения индивида к культуре человечества, к общественным ценностям. Генеральной функцией фольклора он называет «воспроизводство человеческого в человеке» [2].

Речь идет не об абстрактно человеческом вообще, но о вполне конкретном, исторически предопределенном данной культурной традиции. Эта мысль развивается в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Основная мысль его работ — социальное происхождение индивидуального сознания. В «Психологии искусства» Выготский пишет: «Эмоции существуют в объективной, первоначально общественной форме в виде произведений искусства, в которых они материализованы особыми знаковыми средствами» [3].

В этой связи мы можем говорить о том, что территория, на которой живет человек, язык, на котором он говорит, особенности климата и местности, менталитет народа, к которому он принадлежит, законы государства и общественная мораль, произведения культуры, в том числе массовой, присутствующие в его жизни — все это оказывает непосредственное влияние на вкусы, суждения, пристрастия, особенности вос- приятия или неприятия чего-либо. Так, сознание человека формируют устойчивые культурные традиции и связи, а также то, что окружает каждый день, временные явления. Разделение, конечно, условно, ведь устойчивые традиции народа присутствуют в нашей жизни незримо, вплетаются в обыденные вещи4.

Очень важно, чтобы искусство соответствовало времени: в нем должны отражаться общественные изменения, оно должно быть технически новаторским, но всегда оправданным, чтобы удовлетворять высшие потребности человека. Однако не будем забывать и о второй, не менее важной роли искусства, описанной выше, — искусство как чувственное постижение мира, как соединительный канал между прошлым и будущим, как исторический источник.

Фольклор или устное народное творчество — сокровищница сюжетов, образов, человеческих переживаний, «вечных» тем любви и красоты, борьбы Добра и Зла, Жизни и Смерти. Сюжеты былин и сказок стали основой гениальных творений писателей и композиторов, сумевших с помощью современных им средств музыкальной выразительности воплотить древние мировые идеи. Академическое искусство — преемник и продолжатель фольклорных традиций, а «торжество национального» — ключ к пониманию музыкального прогресса.

Что представляет собой на сегодняшний день изучение фольклора, а также академического искусства как продолжателя народных традиций? «Национальный» подход применим к самым различным искусство-ведческим исследованиям. Попробуем, например, ответить на вопрос, «как формируется национальная школа музыки», и по возможности сделаем попытку схематизировать полученный результат.

Как может фольклор влиять на формирование национальной школы? Выберем несколько понятий, их связывающих, и попробуем в них разобраться. Народное творчество есть попевки, не имеющие конкретного авторства, используемые в быту некоторым числом людей, объединенных национальным родством и проживающих на определенной территории. Произведения с народно-жанровым тематизмом — обработанные с помощью средств музыкальной выразительности конкретные образцы народного творчества либо сюжеты из истории либо мифологии народа (государства). Произведениям народно-жанровой тематики свойственно обращение к прошлому, часто к язычеству, сказкам с целью актуализировать проблемы современности, придав им исторический масштаб или, наоборот, спрятать прогрессивные идеи под маской аллегории.

Национальный музыкальный язык формируется из этих прогрессивных произведений, которые соединяют в себе функциональную составляющую фольклора и эстетические принципы, сложившиеся в музыке на то время. Например, становление музыкального романтизма проходило через изучение композиторами разных стран особенностей их национальных культур, поиск новых тем, мелодий, а также выразительных средств.

Схема. Музыкальные средства выразительности

Рассмотрим схему применительно к русской музыке второй половины XIX в., где национальное начало проявилось наиболее ярко. Источником творчества М.И. Глинки и композиторов-шестидесятников стало тщательное изучение русских народных попевок, обрядовых и календарных песен, а также заграничные поездки, в которых композиторы отбирали современные формы музыкальной выразительности, особенности других национальных культур5. Такой принципработы подвел к созданию русской национальной оперной школы, развитию симфонизма, возникновению великого множества новых жанров — и, в концеконцов, к утверждению на очень длительное время русской композиторской школы на мировой музыкальной сцене как передового и самобытногоявления.

Строя программу произведения, русские композиторы и в наши дни часто обращаются к сказочным, былинным образам; очень популярно творчество современных музыкальных фолк-рок-коллективов. Это — очень содержательные образы сами по себе, каждый имеет свою философию, за каждым стоит целая система других образов — они бесконечны. Таковы образы русских богатырей, мудрых красавиц, явлений природы, славянское язычество. Стоит только потянуть за одну ниточку, как разворачивается уже пространственно-временной ассоциативный ряд, в центре которого — природа как единый организм. С позиций современности вся древнерусская система образов видится нам сейчас как нечто целостное, неделимое.

Исторические подтверждения

Убедимся на конкретных примерах, что источником самых ярких явлений музыкального искусства был фольклор. Рассмотрим подробно все основные этапные достижения русской музыки6.

  1. Русский народный театр.
  2. Церковное хоровое пение.
  3. Русский романс.
  4. Русская национальная опера.
  5. Русская симфоническая школа.
  6. Песни времен Великой Отечественной войны.
  7. Новая фольклорная волна XX в.

1. Русский народный театр является важнейшим достоянием национальной культуры, поскольку он просуществовал с древнейших времен вплоть до начала XX в. и затем органически влился в различные направления русского профессионального кукольного и драматического театров. Народный театр пережил несколько этапов развития: обрядовые игры и хороводы, фольклор; балаган, театр Петрушки, вертеп; народная драма («Лодка», «Царь Максимилиан» и др.).

Обрядовые игры, хороводы и праздники были важной составляющей жизни русской деревни. Игрой сопровождалось прядение льна, сбор урожая, проводы зимы и многое другое. Сложными обрядовыми действиями были свадьба и похороны. Святочные гадания также носили элемент театральности, имели свой сценарий. С появлением больших городов возникает уличный балаганный театр. В России появляются зарубежные гастролирующие артисты и русские мастера имеют возможность обменяться с ними опытом7.

Формирование известнейших народных пьес произошло в эпоху социальных и культурных преобразований в России конца XVIII в. С этого времени появляются и широко распространяются лубочные листы и картинки. Разбойничья тема, сказочные и религиозные сюжеты проникли в первые представления из лубочных книжек, вплелись в исполнительскую культуру фольклора.

2. Церковное хоровое пение (православное певческое искусство) делится на несколько видов: одноголосные распевы (знаменные, столповые и др.); партесная музыка (многоголосная); духовные стихи и псалмы. Несмотря на выраженное зарубежное влияние на культуру русского церковного пения (одноголосные византийские распевы, католическая партесная музыка), мелодии древнерусских распевов были переняты из народных песен.

Это связано с тем, что до XI в. в мире не существовало фиксированной нотной записи, а церковный культ требовал хорового пения. Таким путем на фольклорной основе возникла особая древнерусская система нотации — знаменная или крюковая. Партесное или многоголосное пение, ныне использующееся в православных богослужениях, по большей части представляет собой переработанные знаменные распевы8.

Жанр романса (пение солиста в сопровождении музыкального инструмента) возникает в XIII—XIV вв. в Испании. В XVII в. этот жанр проникает через Францию в Россию. Попав на благодатную поэтическую почву, жанр получает большое распространение. Однако понятие русского романса связано с использованием подлинно народных мелодий. В XVII— XVIII вв. городская песня оказывает существенное влияние на новый музыкальный язык, в частности на камерное вокальное творчество композиторов. Признанными мастерами русского романса стали композиторы, собиравшие народные мелодии и создавшие на их основе свои музыкальные творения: А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.Д. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Г. Свиридов.

Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (или «Иван Сусанин») считается первой русской национальной оперой. Действительно, композитору удалось в ней «показать типические черты духовного облика русского народа» [4].

Очень осознанные методы работы Глинки над своими произведениями — тщательное изучение народного мелоса, ладогармонических особенностей народной музыки, приемов голосоведения (вариантность, непрерывность музыкального развития) вкупе с особенностями европейского музыкального романтизма — дали начало уникальному русскому оперному стилю, определившему становление и характерные особенности русской вокальной и симфонической школ.

У Глинки было много последователей. Кружок М.Д. Балакирева «Могучая кучка», А.С. Даргомыжский и П.И. Чайковский собирали подлинные народные мелодии и старинные распевы, использовали их не только в романсовом, но и в оперном творчестве, переосмысливая их по законам романтизма — ведущего стиля XIX в. Самыми яркими операми с национальной тематикой стали «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Рогнеда» Серова, «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка», «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Золотой петушок» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского.

Начало русской национальной симфонической школе положил все тот же М.И. Глинка. Однако не стоит забывать, что его собственный творческий путь был подготовлен предшественниками, первыми русскими композиторами Пашкевичем, Фоминым и Бортнянским, мастерами русского романса Алябьевым, Варламовым, Гурилевым, европейским музыкальным опытом, русским церковным стилем пения и, конечно, многовековой историей русского фольклора и народного театра.

В целом русская симфоническая школа развивалась в русле романтизма, отличаясь большой напевностью и вариационностью, гармонической и тембровой. Эти особенности русского симфонизма были взяты из народной музыки.

Глобальные события общественной жизни всегда находят свое воплощение в формах искусства. В XX в., во время Великой Отечественной войны, солдатские песни как один из видов фольклора начинают сами собой возникать по всему Советскому Союзу. Тематика этих песен различна: это и задушевная лирика, и марши, и баллады, и плачи. Композиторы, жизнь которых пришлась на период этих страшных событий, откликаются на призыв, и за очень короткий срок военных и послевоенных лет создается огромное количество песен о войне и о победе. Также с этим периодом русской истории связано симфоническое творчество гениев С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.

В 1960—1970-х гг. наступило время новой фольклорной волны в музыке. Это — эпоха бурного развития музыкальных форм, интонаций, расширения тематизма, появления додекафонии, микрохроматизмов, новейших музыкальных языков. Развивалась иисторическая наука, стали доступны древнейшие образцы фольклора, произошло знакомство с национальной музыкой различных народностей, в т.ч. народностей и племен Африки, коренных жителей обеих Америк. В противовес необычайному всплеску композиторской мысли и поиску самых изощренных форм выражения пришел интерес к архаичному. К периоду новой фольклорной волны относится деятельность выдающихся композиторов Г. Свиридова, Э. Денисова, В. Гаврилина, С. Слонимского, Р. Щедрина, Б. Тищенко, Ш. Чалаева, М. Скорика, Ю. Буцко и др.

Завершим наш экскурс в историю фольклора в русской музыке высказыванием композитора и мыслителя Г. Свиридова: «Традиция не есть нечто застывшее, окостеневшее, отсталое, исчерпавшее себя, как пытаются иной раз представить. Она подобна цельному ядру, излучающему грандиозную энергию. Это ядро суть нравственная идея жизни нации, смысл ее существования. Однако традиция есть то же, что и жизнь, оттеняющаяся ежесекундно, она должна постоянно обновляться, обогащаться, двигаться вместе с жизнью, постоянно на нее откликаясь» [5].

Следует добавить, этот закон — национальное начало через призму современности дает выдающееся явление искусства — доказывается и на примере западноевропейской и любой иной музыки. Но эта сторона исследования пока находится в работе.

Прикладная ценность и педагогическая практика

В продолжение настоящего исследования было задумано использовать метод социального проектирования. В моем случае это была педагогическая работа с музыкально одаренными детьми.

В летней творческой школе (июль—август 2011 г.) был реализован проект «Круговерть»9. Предварительно автор прошел защиту проекта в Красноярском краевом научно-учебном центре подготовки кадров культуры по программе «Ступень к успеху», специализация «Проектирование творческих смен».

В основу проекта «Круговерть» легла гипотеза о возможности воспитания нового артиста, зрителя, слушателя, художника с «национальными», прогрессивными взглядами на искусство с целью развивать культуру территории, сохранить самобытность и независимость русской культуры. В ходе работы были получены промежуточные результаты, подтвердившие гипотезу10.

Проект представляет собой цикл из 15 занятий, включающих курс медитаций и аутотренингов, ряд тем по русской традиционной культуре и славянской мифологии, а также урок по православию. Любой образовательный материал существует в четырех стадиях для ребенка: действие — анализ — рефлексия — понимание. Эта схема входит в концепцию проекта. В ходе занятий также затрагиваются проблемы нравственного, философского характера, выполняется несколько видов творческих работ по темам встреч.

Курс в разное время прошли 72 человека в возрасте 8—15 лет. В проекте использовались современные достижения психологии и педагогики, обеспечивалось гармоничное сочетание образовательного и воспитательного процессов, индивидуальный подход. Результаты проекта «снимались» с помощью таких методов, как тестирование, беседы, анализ творчества, а также специальные медитации, направленные на выявление ведущей образной системы ребенка11.

Остановимся подробнее на структуре занятий. Для творчески одаренных детей был разработан особый подход: упор сделан на образное мышление, прижились такие формы подачи теоретического материала, как художественное чтение, внушение, заразительность собственным примером. Каждая встреча начиналась с групповой медитации либо аутотренинга, расслабляющего или тонизирующего в зависимости от эмоционального состояния детей. Медитации подготавливали ребенка, настраивали на определенный лад (меняли музыку в зависимости от эмоционального состояния) — это оказалось лучшим способом выявить новые образы и связи в сознании ребенка. После медитаций дети по очереди рассказывали о своих ощущениях. В ходе медитаций также развивалась фантазия: в конце курса у многих детей появились, помимо зрительных, слуховые, тактильные, температурные, вкусовые ощущения и даже запахи.

После медитаций предлагался теоретический материал (в виде легенды, сказки, статьи), перед этим заранее давались распечатки для подготовки творческой работы. Для многих тем брались соответствующие стихотворение, прозаический отрывок или притча, которые разыгрывались с ребятами. Это имеет сильнейшее воздействие на эмоциональное состояние: яркое впечатление вызывает запоминание. 

Следующая часть — музыкальная — делится еще на две части: классическую и современную. Подробно ее описание содержится в приложении к статье. Стоит только добавить, что за очень короткий срок ребята освоили годовой курс обучения музыкальной литературе по программе старших классов музыкальных школ или младших курсов училищ искусств.

После небольшого обсуждения пройденного начиналась творческая часть занятия: разучивание песен, вождение хороводов, чтение творческих работ или дискуссия по спорным вопросам. В течение курса дети научились высказывать собственное суждение, отстаивать свою позицию, не оскорбляя собеседника, не переходя на личности.

Полезность любого образовательного проекта для ребенка оценивается новообразованиями, которые проект в нем вызывает. Участвуя в проекте «Круговерть», многие дети показали очень хорошие результаты, стали способными:

Заключение

В настоящем исследовании мыпознакомились с понятием и способами оценки прогресса в искусстве и музыке в частности; рассмотрели территориальный аспект музыкального прогресса на примере истории развития русской музыки с древнейших времен до наших дней; определили основные понятия, связанные с народным творчеством; вывели схему возникновения национального музыкального языка; разработали и успешно реализовали образовательный проект в ключе исследования; обозначили дальнейшую перспективу исследования.

Отметим, что данный материал имеет, прежде всего, прикладную, практическую направленность. Можно сколь угодно спорить в узких научных кругах о понятиях, категориях, методах, перекладывать знания с одной полки на другую, но в итоге оказывается ценно лишь то, что может изменить наши мысли и жизнь наших детей. Жизнь ставит задачу — наука ее решает.

В эпоху развитых информационных технологий и средств связи очень сложно сохранить «лицо» государства и народа. Также сложно справиться со стремлением передовых людей покинуть страну и реализовать себя в других условиях, на другой территории. Требуется особая культурная политика, рассчитанная на перспективу.

Существует простое решение: необходимо с ранних лет воспитывать в детях патриотизм, гражданскую позицию, любовь к отечественному искусству и обусловленному культурой стилю жизни. Сделать это можно, например, через знакомство и приобщение к народной культуре, лучшим образцам отечественного искусства, преподнося их особым образом.

Автор, естественно, не претендует на открытие, а лишь работает в рамках уже существующего направления. Фолк-терапия — молодая развивающаяся программа, целью которой является оздоровление и гармонизация личности путем восстановления архетипов, заложенных в человеке на генетическом уровне. В фолк-терапии используется ассоциативный метод, а также музыка как средство влияния на общее состояние человека. Это объясняется тем, что существует прямая связь между миром искусства и миром быта.

Таким образом, мы можем говорить о воспитании патриотизма в молодом поколении, идентификации человеком себя как представителя и защитника интересов нации. В современной России искусственно, со времен Петра Великого, сформировано очень грубое мнение о русской культуре, ее ценностях; русские традиции домостроя, русский менталитет высмеиваются в школах, в СМИ. Но это далеко не конец.

Две тенденции — взаимообогащение культур и «торжество национального» — сменяют друг друга периодически. Но когда одна из них начинает явно преобладать, это ведет к культурному регрессу и упадку. Для того чтобы такого не происходило, нужно поддерживать и то, и другое направление, при этом отдавая предпочтение творчеству, близкому народу. Это — единственный путь к лидерству в мировом искусстве.

В этом-то ключе создан и работает проект «Круговерть». Идея оказалась настолько популярной, что осенью 2011 г. удалось открыть Клуб славянской гимнастики в Красноярске и Железногорске, где посетители имеют возможность развивать свое тело по уникальной методике под современную русскую фолк-музыку (иногда в живом исполнении). В настоящее время ведется разработка проекта «Академия современного управления» на базе частной школы «ABC» в Красноярске, состоящего из видеокурса и серии занятий, направленных на развитие творческих и лидерских способностей человека через его приобщение к культуре народа, силе родной земли и мудрости предков.

Осознание своего великого прошлого и не менее великого предназначения — ключ не только к индивидуальному прогрессу личности. Это, по большому счету, ключ к прогрессу, расцвету культуры в целом.

Список использованной литературы

1. Гончаренко Н.В. Диалектика прогресса культуры. — Киев, 1989.
2. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Советский композитор, 1988. — 236 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: «Искусство », 1986. — 573 с.
4. Левашова О.Е. История русской музыки. — Т. 1. — М.: «Музыка», 1980. — 623 с.
5. Свиридов Г.В. Разные записи. Тетрадь № 2 (1977— 1979). //Наш современник. — 2000. — № 12. — С. 85—100.
6. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. — М.–К.: Совершенство — Port-Royal, 1997. — 384 с.
7. Копцева Н.П., Лозинская В.П. Музыкальное искусство в системе ценностей культуры. — Красноярск: СФУ, 2009. — 115 с.
8. Новая жизнь традиций в советской музыке: сб. статей. — М.: Советский композитор, 1989. — 390 с.


Приложение

Методический план занятий по отечественному музыкальному воспитанию детей среднего и старшего возраста, образовательный проект «Круговерть»12

1-й день. Групповая медитация или аутотренинг. Знакомство, презентация, постановка задач, концепция проекта. Организационные вопросы, назначение старост, отвечающих за посещаемость. Прослушивание современной этнической музыки и русских народных песен.

2-й день. Групповая медитация или аутотренинг. Понятие мифологии. Отличие от религии. Русский фольклор: сказки и былины. Музыкальные песенные жанры, музыкальные инструменты Древней Руси. Прослушивание народных ансамблей казачьей песни.

3-й день. Групповая медитация на концентрацию. Опрос по пройденному материалу и обобщение. Сложный зритель и его роль в современном мире. Театр как проводник духовных ценностей. Ответственность артиста. Национальное искусство, почему важно его поддерживать. Просмотр сцен из оперы «Руслан и Людмила» Глинки.

4-й день. Прослушивание нескольких музыкальных притч. Беседа о вере. Православная культура и праздники. Место православия в русской культуре. Церковь как общественный институт, ее роль. Хоровые песнопения. Структура православного церковного хора, жанры церковно хоровых произведений. Прослушивание концертов для православного церковного хора.

5-й день. Групповая медитация или аутотренинг, анализ ощущений. Праздник Ивана Купала, каляды. Передача традиций, самосознание народа, проблема богатства: материального и духовного. Предлагаются разные виды творческих работ на эту тему: эссе, сказки, рисунки и др. Просмотр сцен из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, прослушивание современных этнических песен.

6-й день. Групповая медитация или аутотренинг. Нечистая сила по славянской мифологии: домовые, водяные и лешие. Работа на описание объекта: разделение понятий «признак» и «свойство». Создание сказок, темы для творческих работ. Прослушивание классических музыкальных произведений и современных этнических песен.

7-й день. Групповая медитация или аутотренинг. Русские праздники: рождение младенца, свадьба, новоселье. Как следует отмечать праздники, вредные привычки. Зачитывание творческих работ. Прослушивание оперных арий и современных этнических песен.

8-й день. Групповая медитация или аутотренинг. Русское вокальное искусство, национальные элементы. Проблема мира и войны. Кантата «Александр Невский» Прокофьева, сцены из опер «Князь Игорь» Бородина и «Иван Сусанин» Глинки. Темы для творческих работ.

9-й день. Групповая медитация или аутотренинг, анализ ощущений. Русская национальная охота. Проблема права человека на природу. Музыка Чайковского, современный фолк. Темы для творческих работ.

10-й день. Групповая медитация или аутотренинг. Русское симфоническое искусство, его история и задачи. Прослушивание симфонических произведений и оперных отрывков, содержащих темы народных песен. Хоровод.

11-й день. Групповая медитация или аутотренинг. Надежда: что она значит в жизни каждого человека. Просмотр концерта Алексея Архиповского (балалайка). Темы для творческих работ.

12-й день. Прогулка, славянская гимнастика и хороводы. Русский костюм: мужской и женский, игра в переодевания. Хороводная песня.

13-й день. Прогулка, славянская гимнастика и хороводы. Мистицизм и святочные гадания русского народа. Игра «Гадания». Проблема неопределенности будущего. Темы для творческих работ.

14-й день. Прогулка, славянская гимнастика и хороводы. Природа и женское начало в русской культуре. Зачитывание творческих работ.

15-й день. Прогулка, хороводы. Чаепитие «Скатерть-самобранка», русские традиции: хлебосольство и квасоварение. Финальное тестирование, рефлексия.


  1. Марьясова Ю.Ф. — студентка III курса Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. E-mail: eliskath@mail.ru
  2. Конечно, параллельно с салонной существовала еще духовная музыка, сопровождавшая божественные литургии. Но и она была жестко регламентирована.
  3. Чего не сказать об общественных переворотах.
  4. Например, быт. С одной стороны, это среда, в которой человек существует и организует свою деятельность, но, с другой, — быт является выражением опыта человечества и конкретного народа. В быту каждого человека находят свое воплощение достижения художественного и музыкального искусства, науки и техники в своем современном виде.
  5. Восточные мотивы, например.
  6. Достижения русской музыки мирового значения.
  7. Так возникает театр Петрушки как синтез русского фольклора и итальянской комедии dell’arte, из Польши приходит вертепная драма на евангельские сюжеты. Народная драматургия («Царь Максимилиан», «Лодка») рождается на стыке фольклорных и литературных традиций того времени.
  8. В жанре партесного концерта работали лучшие представители русской национальной школы: Д. Бортнянский (XVIII в.), П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Гречанинов, А. Архангельский, П. Чесноков (XIX в.), А. Кастальский, Г. Свиридов, В. Гаврилин, Э. Денисов (XX в.).
  9. Организован и проведен с помощью министерства культуры Красноярского края на базе ДООЦ «Горный».
  10. Несмотря на то что работа велась в довольно сжатые сроки, дети всех возрастов проявили большой интерес к изучаемому материалу.
  11. Пример ведущей образной системы (группа 16 человек, возраст 14—15 лет): вначале в воображении детей преобладали образы западной Европы, замки, ландшафты; в конце курса у всех ребят группы ведущими стали образы средней полосы России, характерные для нее растения, животные и люди, архитектура православного храма, образы леса, поля, природы.
  12. Разработан преподавателем Ю.Ф. Марьясовой.