II Международный форум "Образование и экология личности в информационную эпоху" прошел в Москве
9 марта 2017 года в Москве прошел II Международный форум «Образование и экология личности в информационную эпоху».
Форум открыл серию мероприятий, посвященных 10-летию деятельности научного фонда «Антонио Менегетти» (Россия), которые будут проходить в течение года в разных местах и в разных городах, а их тематика будет отражать весь спектр направлений деятельности фонда.
Более 200 участников из России, Украины, Бразилии, Италии, Казахстана, Латвии и Литвы встретились в конгресс-центре Правительства Москвы для обсуждения тем лидерства и воспитания молодежи, образования и экологии человека, культуры, информационной среды и педагогики.
С приветственным словом к собравшимся обратилась президент Российской академии образования, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, президент Санкт-Петербургского государственного университета, академик Людмила Алексеевна Вербицкая:
«Мы только сейчас приходим к пониманию, что без гуманитарного образования невозможно подготовить ни одного специалиста. Д. С. Лихачев сказал прекрасные слова: гуманитаризация образования это путь к гуманизации общества, и сегодня, когда наша страна крепнет, когда внимание всего мира приковано к России, мы должны больше внимания уделять гуманистической традиции, морали, гуманистическим ценностям».
Не случайно, что и Антонио Менегетти говорил и писал о России, как о силе, которая будет способствовать развитию гуманизма в мире, интеграции и диалогу разных народов и культур. Задача фонда «Антонио Менегетти», основанного в Москве в 2007 году заключается в том, чтобы осуществлять посредничество между миром науки, культуры, искусства и бизнеса с целью поддержки научной и образовательной деятельности, проектов в области культуры и искусства, направленных на развитие гуманистических ценностей.
Лариса Александровна Цветкова, д-р психол. н., член-корреспондент РАО, директор института психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена напомнила собравшимся, что 2017 год — год экологии в России, и это очень созвучно теме конференции, целостному подходу к изучению человека «с учетом факторов окружающей среды, их вклада в становление и развитие личности, начиная с влияния экологии и социального окружения и заканчивая внутренними ресурсами человека. И только при таком междисциплинарном подходе мы можем понять человека».
Елена Бьязотто, директор университета им. Антонио Менегетти, AMF (штат Рио-Гранде-до-Сул, Бразиля), где уже около 10 лет реализуются образовательные программы, основанные на принципах экобиологии, рассказала собравшимся, что эти принципы не только способствуют устойчивому развитию муниципалитетов и всего региона, но также позволяют формировать чувство ответственности у молодежи за их будущее и будущее той земли, где они родились и живут.
Елена Алексеевна Петрова, декан факультета психологии РГСУ, д-р психол. н., профессор в своем приветствии отметила:
«Наше сотрудничество с фондом имеет богатое прошлое, и активно продолжается в настоящем. В этом году Российский государственный социальный университет открыл базовую кафедру социальной онтопсихологии, и первым совместным проектом стала программа переподготовки социальная онтопсихология на которой уже обучается 60 человек. Это наше настоящее и ближайшее будущее».
Приветствуя участников форума Виктория Александровна Дмитриева, директор научного фонда «Антонио Менегетти» сказала:
«Мы говорим сегодня о проблемах экологии, о неблагоприятном воздействии информации, но все это лишь следствие проблем развития личности. И наша задача внести предложения, которые можно осуществить не только в рамках деятельности фонда, общественных и государственных институтов, университетов,… но и доступные каждому из нас — через конкретное действие и изменение среды вокруг себя. И тогда среда позволит жить по-новому, появятся новые возможности, начнут претворяться в жизнь самые необыкновенные проекты и мечты. Потому что личность способна изменить среду, общество».
Пленарное заседание: Образование и экология человека: междисциплинарный подход
Пленарное заседание форума началось с представления результатов научных исследований о влиянии факторов среды на здоровье, воспитание, образование, формирование личности, в частности и на процессы взросления и адаптации молодежи [1], [2], [3]. При этом докладчики подчеркивали, что усиление влияния средств массовой информации и коммуникации недооцениваются сегодня ни в педагогике, ни в психологии.
«На уровне общества главный вклад в рисковое поведение подростков вносит неуверенность в правильности выбора профессии и это та составляющая, которая связана также со средой, с социальными институтами образования». (Л. Цветкова).
«Однако, если раньше основными агентами социализации являлись семья, система образования, ближайшее окружение, то сегодня влияние приобретают другие агенты социализации, которые носят не столько организованный, сколько стихийный характер - это средства массовой информации и коммуникации, это молодежные субкультуры и так далее. И здесь проявляется противоречивая сложная среда, в которой и происходит социализация человека. Находясь в такой сложной среде молодой человек должен выбирать свой путь. И это чрезвычайно сложная задача, которая налагает большую ответственность. Речь идет о социальном творчестве человека». (О. Михалюк).
«Современная образовательная ситуация сегодня перестает быть изолированной от культурного контекста. Она становится не просто образовательной, но культурно-образовательной. И проблема управления процессом взросления перестает быть задачей локальной только тех у кого в дипломе написано учитель или преподаватель, она становится задачей всего общества». (Е. Волкова).
Также были представлены результаты исследований психологии европейской молодежи, так называемого поколения Y, и эти результаты стали еще одним подтверждением схожести проблем, наблюдаемых сегодня по всему миру, их универсальности и глобальности [6].
«Сегодня европейские институты обеспокоены серьезными проблемами, которые ежедневно освещаются в средствах массовой информации. Речь идет о безработице, бедности, терроризме, иммиграции, о таких феноменах, как травля среди подростков и молодежи, коррупция в политике и преступность. Нельзя отрицать существование этих проблем, однако их чрезмерное обсуждение только усугубляет ситуацию и приводит к возникновению депрессии и страха». (Т. Гроссо).
Интересные наблюдения были озвучены в докладах о современных социальных механизмах формирования правовой среды и ее влиянии на общество на примере Украины и России [4], [5].
Завершающий доклад пленарного заседания был посвящен среде русского языка как фактору формирования социальной, экономической и культурной действительности [7].
Панельная дискуссия: Возможности и вызовы информационного общества. Современная макросреда – стимул или препятствие для развития личности
Различным аспектам влияния информационной среды была посвящена первая панельная дискуссия.
Какие фильмы смотрит сегодня молодой человек, какие образы и модели поведения он из них усваивает. Кино это бизнес, это деньги, но также и инструмент педагогики. Кто и чему учит сегодня молодежь? Этим вопросам был посвящен первый доклад панельной дискуссии [8].
«И Россия и Италия имели в свое время сильную основу национального развития, движения вперед в виде собственного национального кинематографа. Но потом медиакорпорации перехватили эту инициативу, в том числе путем перевода под свой контроль лучших умов и талантов и заставили работать на свою экономику». (М. Чурбанов).
Интернет более новая, но уже и более привлекательная для молодежи среда. Виртуальный мир предлагает и развлечения, и заработок и многое другое. Новые кумиры молодежи — это видеоблогеры, чемпионы по киберспорту и так далее. Но одновременно, это среда подменяет для молодых реальный мир, и неизбежный вход в него, столкновение с реальностью превращается для молодых в трудности и разочарование [9].
«Если спросить у ребенка в возрасте от 10 до 16 лет кем он хочет стать, есть большая вероятность услышать в ответ: видеоблогер. Почему? Потому что можно сидеть у компьютера и ничего не делать, получая при этом деньги. Современная молодежь уже даже не хочет играть в компьютер, она хочет смотреть, как это делает кто-то другой. У популярных видеоблогеров более 5 млн активных подписчиков, а заработки от $10 000 в месяц и более». (А. Сидоров).
Эта реальность универсальна. Исследование о влиянии образов кино и рекламы на сознание молодых людей в Литве показали, что молодежь глубоко погружена в эту виртуальную действительность. Превалируют в сознании молодых людей те образы, которые превращают человека в инфантильного ребенка, не способного к самостоятельности, которому всегда требуется кто-то «старший». [10].
При этом в экономике, в бизнесе остро стоит проблема поиска ответственных и инициативных менеджеров, сотрудников, и решать ее приходится через программы корпоративного образования и корпоративную культуру. Опираясь на свой многолетний опыт консалтинговая группа FOIL (Россия) представила принципы формирования корпоративной культуры, способствующей формированию инициативных и ответственных сотрудников с целью успешного экономического функционирования предприятия [11].
Панельная дискусссия: Гуманистическая культура и целостная экобиология: особенности образовательной среды экобиологических центров
Заключительная панельная дискуссия была призвана дать ответ на вызовы, обозначенные в предыдущих докладах.
Что такое целостная экобиология? Почему так важна связь человека с природной средой, как эту среду можно использовать в качестве инструмента образования и развития. На эти вопросы был дан развернутый ответ на примере создания и функционирования экобиологических центров «Берния», «Ниотан», «Диостан» в России и «Витолга» в Украине, которые своей практической деятельностью подтверждают теоретические тезисы [12].
«Экобиологические проекты построены в соответствии с философией и мировоззрением онтопсихологии относительно природы человека и его взаимоотношений с окружающей средой. Экобиологические центры создаются в местах, где легче проявляются творческие способности, интуиция, где человек способен заново ощутить свой первоисточник. Здесь появляется более четкое видение собственных исторических и экономических стратегий, появляется вдохновение». (А. Люфт)
Подобный центр более 30 лет действует и в Бразилии, в местечке Реканто Маэстро. Там же открыт университет Факультет им. Антонио Менегетти, где сегодня учится около 700 студентов. О принципах, лежащих в основании этого проекта, об опыте и конкретных результатах рассказали в своих докладах гости из Бразилии [13], [14], [15].
«Многие молодые люди, приезжающие в Реканто Маэстро, происходят из бедных семей. Они находятся в плену стереотипов, знакомы с пороками, распространенными в современном мире, черпая все это из интернета, телевидения, виртуальной реальности. Ответственность — это центральный принцип обучения молодежи в Реканто Маэстро. Мы учим их принимать решения и управлять самими собой, а также добиваться конкретных результатов. И таким образом обучение на Факультете Антонио Менегетти становится противовесом той виртуальной среде, которая оказывает на молодежь негативное влияние». (П. Вацлавик).
«Работа является ключевым фактором и компонентом многих проектов, которые реализуются в Реканто Маэстро. Молодой человек учится ответственности, учится служить другим и применять это умение на практике. При этом он развивает свои таланты и способности, чтобы реализовать свои амбиции и мечты». (Г. Флоренсио).
Еще один аспект деятельности экобиологических центров был раскрыт на примере центра Лидзари в Латвии [16]. Здесь проводятся мастер-классы, на которых людей учат работать руками — от создания сувениров до обучения игре на национальных музыкальных инструментах. При этом работа руками лишь один из аспектов обучения, не менее важным является опыт взаимодействия в группе, способность человека брать на себя ответственность.
«Часто молодые люди идут за всеми, ожидают, что кто-то их поведет в светлое будущее. Мы же говорим: определи свою дорогу, возьми на себя роль лидера». (И. Морева)
Подводя итоги форума Виктория Александровна Дмитриева отметила:
«Надеюсь, что мы выйдем из этого зала озадаченными. И будем пробовать делать, делать по новому, создавая для себя новую среду. И создавая новую среду мы наилучшим образом побеспокоимся об экологии своей личности. И благодаря этому сможем изменить мир. Изменить его сначала вокруг себя, с теми средствами и возможностями, которые у нас есть уже сегодня. И тогда, предотвратив экологическую катастрофу личности мы сможем предотвратить и экологическую и социальную катастрофу на планете».
«В цене тот, кто действует активно, поскольку истина создается через действие в настоящий момент… Человек через действие становится великим, через то, что он делает, а не через то, что он думает». (Антонио Менегетти).
Список докладов форума:
[1] «Междисциплинарный подход к психологии здоровья». Л. А. Цветкова, д-р психол. н., член-корреспондент РАО, директор института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РФ).
[2] «Психология субъектности учителя: учитель как посредник между молодым человеком и обществом». Е. Н. Волкова, д-р психол. наук, профессор (РФ).
[3] «Среда как ситуация для развития и формирования личности». О. С. Михалюк, куратор исследовательского проекта по изучению позитивной социализации молодежи (РФ).
[4] «Ассистенциализм и безработица как результат современной правовой среды. Особенности современной правовой системы и формирование молодежи». К. А. Круглов, предприниматель, экономист, юрист, руководитель финансово-юридической консалтинговой компании (Украина).
[5] «Правовая культура как среда гармоничного развития личности и условия обеспечения безопасности общества». Д. В. Римашевский, вице-президент Международного фонда поддержки правовых инициатив, председатель управлящего совета гимназии №1522.
[6] «Тенденции в европейском образовании: проблемы и решения». Тициано Гроссо, предприниматель, психолог-консультант в области образовательных проектов для молодежи, член Итальянского психологического общества (Италия).
[7] «Пространство русского слова – пространство идей. Методы и формы работы международного объединения русистов для формирования благоприятной образовательной среды». А. В. Коротышев, директор секретариата Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) (РФ).
[8] «Кинематограф как элемент педагогики молодого человека: современные вызовы и решения». М. А. Чурбанов, предприниматель, директор Свердловской киностудии (РФ).
[9] «Молодежь в интернете»: вирутальность или реальность?». А. Сидоров, финансист, экономист (РФ)
[10] «Как кино и реклама влияют на сознание молодежи (результаты исследования)?». Р. Бальчиуниене, предприниматель, консультант по развитию личности и бизнеса, организатор образовательных проектов (Литва).
[11] «Корпоративная культура как «среда обитания» менеджера». Н. Н. Рождественская, психолог-консультант, бизнес-консультант FOIL, преподаватель Славянской ассоциации онтопсихологии (РФ).
[12] «Опыт создания экобиологических центров в России и концепция экобиологии». А. А. Люфт, предприниматель, член совета научного фонда «Антонио Менегетти», со-учредитель FOIL-Урал (РФ).
[13] «Образовательная среда Реканто Маэстро: как избежать дисфункционального поведения (практические аспекты онтопсихологической педагогики молодежи)». Патрисия Вацлавик, PhD по психологии, координатор административно-финансовых вопросов и преподаватель университета им. А. Менегетти, AMF – Faculdade Antonio Meneghetti (Бразилия).
[14] «Что дает молодому человеку участие в экобиологическом проекте (личный опыт)?». Густаво Флоренсио, студент университета им. А. Менегетти, AMF – Faculdade Antonio Meneghetti (Бразилия).
[15] «Опыт создания косметического предприятия в рамках экобиологического проекта. Симбиоз природы и современных технологий». Мария Л. Каррара, предприниматель (Бразилия).
[16] «Развитие культуры мелкого и среднего ремесленного производства – потенциал развития современной экономики. Уметь «производить» своими руками». И. Морева, руководитель эко-биологического центра Лидзари (Латвия).
О I Международном форуме "Гуманизм и глобализация: критерий диалога культур" смотрите здесь.