Сборники лучших работ Факультета психологии СПбГУ

Ниже представлены дипломные работы и диссертации по онтопсихологии, которые вошли в сборники лучших работ факультета психологии СПбГУ. Более полный список исследований кафедры онтопсихологии вы можете посмотреть на странице Исследования.

обложка сборника лучший дипломных работ факультета психологии СПбГУ за 2013 год

Изучение мотивации к работе у людей пенсионного возраста. Б. Пеллегрини (Бразилия, 2014)

В исследовании изучались представления о смысле и значении работы для людей пенсионного возраста. Было показано, что люди, которые продолжают работать, не имея финансовой необходимости, проявляют большую самостоятельность, обладают более низким уровнем невротизации и более высокими показателями жизнестойкости, а также была подтверждена гипотеза о том, что люди с финансовой независимостью продолжают работать после наступления пенсионного возраста по причине того, что видят в работе возможность самореализации.

обложка сборника лучший дипломных работ факультета психологии СПбГУ за 2013 год

Особенности эмоциональной сферы у пациентов различных нозологических групп. Курилова Е. В. (магистерская диссертация, Россия, 2013)

Работа посвящена индивидуально-психологическим особенностям эмоциональной сферы пациентов разных нозологических групп. В исследовании приняли участие 80 человек, разделенные на 4 группы: пульмонологическая (20 человек), кардиологическая (20 человек) гастроэнтерологическая (20 человек) и группа здоровых людей (20 человек).

Психологические особенности отношения к конфликтам. Жираде М. (Бразилия, 2013)

Конфликты существует столько же, сколько существует и сам человек. Столкновение интересов, идей, желаний и потребностей является неотъемлемой составляющей существования. Что обусловливает способность человека разрешать конфликты благоприятным для себя и ситуации образом? В дипломной работе исследуются формы управления конфликтом и способы его разрешения, психологические особенности восприятия и отношения к конфликту, фактор личностной зрелости как основа для конструктивного разрешения конфликта.

Психологические особенности сиблинговой позиции у близнецов. Дьяченко С. В. (Украина, 2013)

В исследовании изучались психологические особенности близнецовой ситуации, которые связанны с сиблинговой позицией (особенностями хронологического первенства), влияющей на формирование личности близнецов и на специфику их жизни. Описываются лидерские особенности, особенности ценностей, эмпатии, профессионального выбора у близнецов.

обложка сборника лучший дипломных работ факультета психологии СПбГУ за 2012 год

Психологические факторы пространственной мобильности человека. Волкова А.А. (магистерская диссертация, Россия, 2012)

Работа посвящена выявлению и анализу различий между мобильными и немобильными сотрудниками организации, а также взаимосвязей и влияния этих различий на уровень мобильности. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень мобильности человека зависит от его ценностных ориентаций, уровня жизнестойкости, круга аффективных связей.

Психологические факторы отношения к делегированию. Ротманн А.Р., (Бразилия, 2012)

Управление посредством делегирования — особая техника руководства, при которой часть заданий передается сотрудникам, самостоятельно принимающим решения и осуществляющим их. Современные управленческие теории исходят из того, что процесс делегирования полномочий должен рассматриваться с учетом человеческого фактора. В исследовании изучалось представление о сущности процесса делегирования и психологических особенностях восприятия и отношения к процессу делегирования со стороны руководителей и со стороны исполнителей. Участие в исследовании приняли сотрудники и руководители различных компаний находящихся на территории Бразилии.

Соотношение профессиональных планов выпускников с представлениями их родителей и учеников. Дятченко Т.Ю. (магистерская диссертация, Россия, 2012)

Профессиональные планы детей, как и ожидания родителей относительно этих планов, обусловлены, в первую очередь, их жизненными установками. В работе изучалась взаимосвязь профессиональных планов выпускников 11 класса с мнениями их родителей и учителей. В результате было показано, что профессиональные планы выпускников отличаются от представлений об этих планах учителей и родителей. Эти планы взаимосвязаны с биографическими и психологическими характеристиками выпускников.

Психологические и психофизиологические характеристики невербального компонента интерсубъектной коммуникации. Еськов Алексей, (Украина, 2012)

Дипломная работа основана на серии экспериментов в ходе которых изучались феномены невербальной коммуникации, в частности, ее психофизиологические проявления и особенности атрибутирования участниками экспериментов своих эмоциональных состояний.

Психологические особенности отношения человека к глобализации. Масса Лоренцо, (Италия, 2012)

Исследование посвящено изучению психологических особенностей восприятия глобализации в современной Италии. Было показано, что отношение к глобализации связано с личностными особенностями человека, его субъективным восприятием проявлений этого социального феномена.

Занятие вокальной деятельностью как фактор психического состояния. Белова Ирина (магистерская диссертация, Россия, 2011)

В данной работе вокальная деятельность понимается как особая форма творческой активности человека, исполнение музыки посредством голоса. При сравнении тех, кто занимается и не занимается вокальной деятельности, было показано ее положительное влияние на психическое состояние человека: на его удовлетворенность жизнью в целом, устойчивые (доминирующие) состояния, отношение к себе, модели преодоления стрессовых ситуаций. Люди, занимающиеся вокальной деятельностью, достоверно чаще ощущают себя «довольными» в течение всего рабочего дня и по его окончании находятся в более хорошем настроении и проявляют большую активность.

Психологические особенности художников-живописцев (на примере фигуративного и нефигуративного икусства). Музыка Оксана (магистерская диссертация, Россия, 2011)

В данной работе предпринята попытка раскрыть проблему единства психологической характеристики художника и его творческой деятельности. Было установлено значительное различие в психологических характеристиках личности художников-живописцев, выбирающих фигуративное и нефигуративное направление художественной деятельности. Было выявлено, что художники нефигуративного направления в большей степени склонны считать себя успешными и более удовлетворены своей профессиональной деятельности. В работе собрано и описано большое количество данных о личностных особенностях художников обеих групп.

Индивидуальные различия в жизненных сценариях. Абдульманова Дана (магистерская диссертация, Россия, 2010)

Исследование было посвящено изучению личности в контексте индивидуальной истории. В работе вводится понятие «жизненный сценарий», которое отражает индивидуально-психологический, внутренний план событийно-биографического содержания жизненного пути. Были определены такие характеристики жизненного сценария как широта, уникальность, распределённость событийного ряда. Рефлексия собственной биографии, а также её планирование, необходимы личности для саморегуляции и самодетерминации, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь.

Опыт художественного восприятия как жизненное событие. Харитонова Татьяна (магистерская диссертация, Россия, 2010)

Исследование, проведённое в залах Эрмитажа, стало уникальной попыткой изучения такой сложной и объёмной области психологии как психология искусства. Актуальность этой темы связана с тем, что эстетические переживания сопровождают всю жизнь человека и потому важно понимать, каково их влияние на личность. В работе собран обширный количественный и качественный материал о воздействии на человека произведений искусства, которые представляют собой общепризнанные шедевры.

Психологические координаты профессионального жизненного пути. Горяева Марина (магистерская диссертация, Россия, 2009)

В данном исследовании была предпринята попытка проанализировать профессиональный жизненный путь в контексте целостного жизненного пути личности. Были изучены особенности профессионального жизненного пути успешных работников в связи с их биографическими данными и личностными характеристиками. Важными особенностями стали ранняя степень формирования самостоятельности и инициативности, высокий уровень здоровья и удовлетворенности жизнью. Для исследуемой группы были выявлены крайне высокие показатели по параметру «интеграция стилей жизни». Было подтверждено, что успешность профессионального жизненного пути является частью общего жизненного пути человека.

Переживание чувства одиночества женщинами. Мкртчян Л.А. (Россия, 2009)

В работе на выборке, охватывающей благополучных женщин среднего возраста и разного семейного положения, проведенно исследование двух разных феноменов: одиночества и экзистенциальной изоляции. В работе удалось на эмпирическом уровне дифференцировать и разделить данные понятия и продемонстрировать возможность позитивного восприятия женщинами экзистенциальной изоляции, позволяющей им благополучно воспринимать одиночество, как отвечающее их потребности в уединении и задачам саморазвития.

Стиль воспитания как фактор формирования лидерского потенциала. Сухорская Л.А. (Россия, 2009)

В данной работе проведено исследование по выявлению факторов в воспитании ребенка, влияющих на развитие его лидерского потенциала. Проанализировано, применение какого стиля воспитания в детстве увеличивает вероятность того, что в будущем человек в большей мере проявит свои лидерские качества, станет успешным руководителем. Объектом исследования выступили люди, определяемые как лидеры по ряду характеристик (социальная активность, инициативность, самореализация и ответственность). Все испытуемые имели высшее образование и не менее трех лет занимали руководящие должности со штатом подчиненных не менее 20-ти человек.

Итогом работы явилось то, что благодаря проведенному эмпирическому исследованию, действительно были выявлены факторы и стили воспитания ребенка, оказывающие большее или меньшее влияние на развитие его лидерского потенциала.

Экзистенциальные темы в восприятии жизненных событий. Голубева А.Ю. (Россия, 2008)

Осмысление жизненного пути является одной из важнейших составляющих психологического благополучия человека. В процессе осмысления человек обращается к различным аспектам своей жизни, в том числе и к экзистенциальным. В данной работе изучаются индивидуальные отличия и закономерности осмысления важных жизненных событий, их взаимосвязь с чертами личности участников исследования, а также разрабатываются методические схемы и подходы к анализу жизненного пути.

Психологические факторы интуиции (на примере атрибуции личностных качеств). Фаттахова Алина (Россия, 2006)

Дипломная работа посвящена изучению феномена интуиции и её проявления в виде способности к атрибуции личностных качеств. Были показаны различия в точности интуитивного оценивания между людьми, в зависимости от их психологических и социо-демографических характеристик. Среди значимых социальных факторов оказались уровень образования и наличие семьи у человека. Было показано, что успешность в интуитивной атрибуции положительно связана с такими психологическими характеристиками как экстравертированность, интернальность и точность самооценки.

Изменения смысложизненной концепции: событийные детерминанты. Телепенина Е.В. (Россия, 2005)

Целью данного исследоввания является анализ изменений в смысложизненной концепции и их событийная детерминированность. Работа была осуществлена в рамках лонгитюдного исследования, проводимого на факультете психологии. Данная форма исследования была выбрана, поскольку лонгитюд позволяет проследить изменения личности, происходящие с течением времени. Объектом исследования стали студенты факультета психологии, 57 человек.

Временное поле личности в период поздней зрелости. Тросман Е.В. (Россия, 2005)

Проблема данного исследования - поиск связи особенностей психологического времени пожилых людей с ценностными ориентациями и общей удовлетворенностью жизнью. Предмет исследования - временная направленность личности, отношение к настоящему, будущему и прошлому времени своей жизни, ценностные ориентации личности на уровне индивидуальных приоритетов, субъективная оценка своей жизни. Основная гипотеза исследования: направленность личности на будущее или настоящее, позитивное переживание времени связаны с удовлетворенностью жизнью, оценкой ее как успешной, наличием определенных ценностей.