Ecobiological projects

Using the concept of ecobiology was motivated by the wish to create spaces, capable of receiving at the higher level any kind of scientific and cultural meetings - from round-table discussions and conferences to meetings at the highest level (e.g., 35-minute meeting of mayors of the central part of the state of Rio Grande do Sul in Recanto-Maestro in 2006), concerts (such as the London Symphony Orchestra concert in Lizori) as well as various international conferences and conventions (such as US-Europe-USSR Summit in Lizori in 1987). But later, as the practice has shown, the further development of such projects has led to the emergence of new settlements (as happened in Recanto-Maestro and Lizori), where companies, offices, workshops, farms, manufacturing, restaurants, and many  more began to appear, something which is an inevitable part of any modern city.

Projects creation was not the desire to replace the existing concepts of urban development, but at the same time to return to the starting point, which was expressed by architects of the Renaissance, where the architecture had to be proportionate to a Man. On this basis, the concept of ecobiology is an advanced city planning procedure that determines a qualitatively higher level of human life.

The history of the concept of urban ecobiology

The basic concept of ecobiological approach goes back to the 60-s of the XX century and belongs to the American architects, who decided to change the principle of "stone bag" to the idea of architectural structures in accordance with the logic of nature. Then a few American artists in search of an alternative to "commercial art" that captured the world, retired to the vast desert spaces of the American West, where they found a "pristine, peaceful, space, spirit, which artists have always sought to fill their work with"1.

 Ecobiology is from the word "eco" - house, environment, "bio" - life, "ology" - the study, ie logic of life in clean environment.

Supersaturated buildings of megacities, poor environment, the endless bustle and stress provoke a natural human desire for solitude with oneself in the fresh air, to draw new strength and inspiration from nature. In the analysis of the logic of urban development, on the basis of which the cities were built on average in the last 150 years, you can make an objective conclusion that the construction took place, not on the basis of the criterion of Man, but the criterion of the company. Thus, the main aspect determining the function of the city  is still the convenience to maintain a local industry, as well as the convenience of commercial links between people and organizations and their management.

The concept of ecobiology allows us to talk about holistic review of the principles of urban planning and management. Without rejecting the existing practical tools it enables us to open new simple opportunities, based on the logic of nature and the human psyche. In other words, the desire for originality, functionality and most importantly economical and environmentally friendliness should not usurp the aesthetic content of the form.

Environmental education or ecobiological impact on the efficiency of educational activity and employment

Having spent 20 years on the reconstruction of the fortress of the XII century in Lizori (Italy), and 10 years on the project of the School-College in Lidori, ontopsychological school identified  the fact thatactive human presence in nature helps not only to get out of the stress and depression but also leads to higher levels of creativity, joy of life and makes intellectual career more time-efficient at a lower cost.

These aspects are also proven by the fact that in 2011 the largest company in the IT-sector in Latin America began construction of the head office and office of IT development in one of these projects - the modern city for life - Recanto Maestro. During 2010 and the first half of 2011 the company's management at the University "Faculty of Management and Administration in the name of Antonio Meneghetti " (also located in Recanto Maestro) conducted an experimental study, the results of which showed that a programmer working for a year in Recanto Maestro demonstrated greater effectiveness and efficiency in contrast to their counterparts in Sao Paulo, Porto Alegre and other branches of the company in metropolitan areas of Brazil, and according to the surveys the employees working in this period in Recanto Maestro in the polls also showed more satisfaction with their work and the quality of their new life. 

If we take into account the opportunities provided to us today by  the modern technological world, it becomes clear that it is possible to live, work and create economic wealth outside the "city-office."

It is a holistic ecobiology, i.e. the holistic nature of human existence in the ability to maintain and improve the environment. Planting trees, cleaning rivers, taking care of territory - all contribute to improving the health and quality of social life, and the preservation of nature.

Economic and cultural development of remote regions

And the most important aspect is the contribution these projects make to economic and cultural development of remote regions. It would not be entirely accurate to say that this goal was conscious at an early stage of realization of such projects Lizori in Italy or Reсant Maestro in Brazil. But over time the fact of economic and cultural growth has been observed both by residents of nearby communities, and state self-governing authorities, and international NGOs

Ecobiological projects that exist in different parts of the world - are primarily all about intellectual tourism, and are very common in Europe - Farm Holidays, which promote natural growth of the prosperity and commercial activity in remote areas due to the need to create and maintain the infrastructure. One of the prerequisites is to revive and use the cultural traditions that exist in the area. Another example is the natural favoring the development of agriculture and animal husbandry.

Ecobiological projects abroad

To date there are four successfully operating ecobiological centresin in the EU and in Brazil:


International Center of Culture and Art "Lizori"
Umbria, Italy

International Center of humanistic art and culture "Recanto Maestro"
Recanto Maestro, State of Rio Grande do Sul, Brazil

International Centre «FOIL Marudo»
Milan, Italy

International ecobiological center "Lizari"
Riga, Latvia

Ecobiological projects in Russia and the CIS

To date there are three successfully operating ecobiological centres in the Russian Federation and the CIS:

International scientific-humanistic center "Bernia"
St. Petersburg

International center of business, management and psychology "Niotan"

International ecobiological center "Vitolga"
Kanev, Ukraine

Экобиологические проекты

Использование концепции экобиологии было вызвано стремлением создания пространств, способных на более высоком уровне принимать любые научные и культурные встречи – от круглых столов и конференций до встреч на высшем уровне (например, встреча 35-ти мэров городов центральной части штата Рио-Гранде-до-Сул в Реканто-Маэстро в 2006 году), концертов (например, концерт Лондонского симфонического оркестра в Лидзори), а также различных международных конференций и конгрессов (например, саммит США-Европа-СССР в Лидзори в 1987 году).

Однако в последствии, как продемонстрировала практика, дальнейшее развитие подобных проектов стало приводить к появлению новых населенных пунктов (как это произошло с Реканто-Маэстро и Лидзори), внутри которых стали появляться предприятия, офисы, мастерские, фермерские хозяйства, производства, рестораны и многое другое, без чего не обходится ни один современный город.

Создание проектов (см. видео) не было стремлением заменить существующие концепции градостроительства, но вместе с тем, вернуться к той отправной точке, о которой говорили архитекторы эпохи Возрождения, где архитектура должна быть соразмерна Человеку. Исходя из этого, концепция экобиологии - это усовершенствованный порядок градостроительного искусства, задающий качественно иной уровень жизни человека.

История возникновения урбанистической концепции экобиологии

Основная концепция экобиологического подхода уходит в 60-е года XX столетия и принадлежит американским архитекторам, решившим поменять принцип «каменных мешков» на идею создания архитектурных построек в соответствии с логикой природы. Тогда же несколько американских художников в поисках альтернативы «коммерческому искусству», заполонившему мир, удалились на обширные пространства пустынь американского Запада, где обнаружили «нетронутое, мирное, пространство, духом которого художники всегда стремились наполнить свои произведения»1.

Экобиология от «эко» – дом, среда, «био» – жизнь, «логия» – изучение, т.е. логика жизни человека внутри экологически чистой среды обитания.

Перенасыщенные застройкой мегаполисы, плохая экология, бесконечная суета и стресс порождают естественное стремление человека к уединению с самим собой на свежем воздухе, чтобы черпать новые силы и вдохновение у самой природы. При анализе логики градостроительства, на основе которой были построены города в последние в среднем 150 лет, можно сделать объективный вывод, что строительство происходило, не исходя из критерия Человек, но из критерия предприятия. Т.е. главным аспектом, определяющим функцию города до сих поря является удобство обслуживания того или иного градообразующего предприятия, а также удобство осуществления коммерческих связей между людьми и организациями и управления ими.

Концепция экобиологии позволяет нам говорить о целостном пересмотре принципов градостроительства и его управления. Не отвергая уже существующие практические инструменты, открыть новые элементарные возможности, исходя из логики природы и человеческой психики. Другими словами стремление к оригинальности, функциональности и что немаловажно экономичности и экологичности, не должно узурпировать эстетического содержания формы.

Средовое образование или влияние экобиологической концепции на эффективность учебной и трудовой деятельности

Занимаясь на протяжении 20 лет реконструкцией крепости XII века Лидзори (Италия), а также на протяжении 10 лет реализацией проекта Школы-колледжа в Лидзори, онтопсихологической школой был выявлен тот факт, что активное пребывание человека на природе, способствует не только выходу из стресса и депрессии, но также приводит и к более высокому уровню креативности, жизнерадостности, а интеллектуальную трудовую деятельность при меньших временных затратах делает более результативной.

Эти аспекты, в том числе доказывает и тот факт, что в 2011 году крупнейшая компания в IT-секторе Латинской Америки начала строительство головного представительства и офиса IT разработок в одном из подобных проектов – современном городе для жизни Реканто Маэстро. В течение 2010 и первой половины 2011 годов руководство компании на базе университета «Факультет управления и администрирования им. Антонио Менегетти» (также расположенного в Реканто Маэстро) проводили экспериментальное исследование, по результатам которого было установлено, что программисты, работавшие в течение года в Реканто Маэстро демонстрировали большую результативность и эффективность в отличие от их коллег в Сан-Паулу, Порту Алегре и других филиалах компании в мегаполисах Бразилии, при этом сотрудники компании, работавшие в этот период в Реканто Маэстро по результатам опросов демонстрировали также большее удовлетворение от своей трудовой деятельности и нового качества собственной жизни. 

Если принять во внимание те возможности, которые сегодня предоставляет нам современный технологический мир, становится очевидным что жить, работать и создавать экономическое богатство можно и за пределами «городов-офисов».

Речь идет о целостной экобиологии, т.е. о целостном существовании человека внутри природы с умением сохранять и улучшать окружающую среду. Посадка деревьев, очистка рек, уход за территорией – все это способствует улучшению здоровья и качества социальной жизни, а также сохранению самой природы.

Экономическое и культурное развитие отдаленных регионов

И самый главный аспект – это способствование реализации таких проектов экономическому и культурному развитию отдаленных регионов. Было бы не совсем точным, утверждать, что эта цель была осознанной на начальной стадии в реализации таких проектов, как Лидзори в Италии или Реканто Маэстро в Бразилии. Но по прошествии времени факт экономического и культурного роста был отмечен и жителями близлежащих населенных пунктов, и государственными органами самоуправления2, и международными общественными организациями.

Проекты экобиологии, существующие в разных частях света, – это в первую очередь интеллектуальный туризм, а также весьма распространенный в Европе – агритуризм, который способствует естественному росту благосостояния и коммерческой активности в отдаленных регионах в силу необходимости создания и поддержания соответствующей инфраструктуры. Одним из обязательных условий является возрождение и использование тех культурных традиций, которые существуют в данной местности. Другим примером является естественное благоприятствование развитию сельского хозяйства и животноводства.

Экобиологические проекты за рубежом

На территории стран Евросоюза и в Бразилии на сегодняшний день успешно функционируют 4 экобиологических проекта:

Экобиологические проекты в России и СНГ

На территории Российской Федерации и СНГ на сегодняшний день успешно функционируют три экобиолоических проекта: