Нравственно-этические представления предпринимателей: кросс-культурные аспекты
Дмитриева В.А., Лютикова Е.А.

Опубликовано: Научные материалы V Съезда Общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество", Том II, 2012

Отношение к различным экономическим аспектам человеческого существования (богатству, потреблению, накоплению и пр.) с позиции этики, морали и нравственности представляло интерес еще со времен античных философов.

Современные исследования основываются на положении, что нравственный аспект является важнейшей составляющей политической и экономической реальности, особенно в наше время, когда предпринимательство является одним из ключевых факторов прогрессивного развития общества. Одновременно с этим отмечается увеличивающийся разрыв духовного и материального, который формулируется Э. Фроммом (1998) в дилемме «иметь или быть?». Нравственная регуляция организационного поведения активно изучается, начиная с 60-х гг., особенно в отношении моральных суждений работников, нравственного поведения управленцев, влияния разных групп факторов на предпочтение норм морального выбора, в том числе в ситуации конфликта разных тенденций личности, феномена нарушения этических норм межличностного взаимодействия. 

Серия наших исследований, изучающих представления предпринимателей о морали в бизнесе, позволили получить данные о ценностно-мотивационных аспектах и моральных установках современных предпринимателей.

В исследовании А.Люфта (2010) выявлялись основные факторы морального выбора российских предпринимателей, на основе которых был сделан вывод о значимости «собственной системы отсчета», а также проведено сравнение разных групп предпринимателей, выражавших разное отношение к нравственности (как к бремени или как к проявлению разумности), к конкурентам (негативное/более позитивное). В другом сравнительном исследовании были проанализированы культурно-специфические особенности трех групп предпринимателей из России, Европы и Латинской Америки.

Полученные результаты позволяют судить о культурных, ментальных особенностях исследуемых групп, но также и о сходстве респондентов в ориентации, прежде всего, на внутренний критерий при осуществлении морального выбора, который имеет свою специфичность в каждой группе. Было проведено сравнение оценок, даваемых каждой группой, в отношении предпринимателей из других стран. Наиболее присущими качествами российского предпринимателя, по мнению участников всех групп, стали «умение добиваться целей», «предприимчивость» и компетентность», наиболее низко оценивается качество «порядочность» и «нравственность». Наибольшее расхождение во мнениях получено по качеству «чувство юмора», которое высоко оценивается самими российскими предпринимателями и значительно ниже респондентами двух других групп, а также по качеству «честность»: сами российские предприниматели видят себя менее честными, чем это кажется респондентам других стран.