III Международный конгресс «Новая педагогика для общества будущего: ответственность и долг человека» прошел в Бразилии
III Международный конгресс «Новая педагогика для общества будущего: ответственность и долг человека» прошел 21 и 22 сентября 2018 года в Международном центре искусства и гуманистической культуры Реканто Маэстро (Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия). Мероприятие было организовано Фондом «Антонио Менегетти» (Бразилия), Университетом управления и администрирования AMF (Бразилия), Международным центром искусства и гуманистической культуры «Реканто Маэстро» (Бразилия) при поддержке и участии Научного фонда «Антонио Менегетти» (Россия) и Славянской ассоциации онтопсихологии.
Помимо представителей Научного фонда и Славянской ассоциации онтопсихологии в состав российской делегации вошли представители Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Российского государственного социального университета (РГСУ, Москва), Российского университета дружбы народов (РУДН, Россия), а также предприниматели из России и Украины.
Торжественное открытие конгресса состоялось в актовом зале Университета управления и администрирования AMF (Бразилия). На церемонии прозвучали приветственные слова от руководителей органов власти и администрации штата Риу-Гранди-ду-Сул, представителей ЮНЕСКО в странах Латинской Америки и специально приглашенных международных гостей, глав и представителей крупнейших латиноамериканских и российских ВУЗов, а также представителей бразильского и российского фондов Антонио Менегетти.
«Темы, которые предлагаются для обсуждения на данных конгрессах, всегда удивительно точно раскрывают ключевые вопросы развития гуманитарного знания в современном мире. Такие жизнеопределяющие понятия, как личная ответственность, личностный рост, активная жизненная позиция, - представляют собой комплекс необходимых качеств для достижения жизненного успеха. Особенно важно, чтобы эти понятия стали доступны молодежи, которая только начинает искать способы приложения своих способностей и навыков, полученных в процессе обучения в школе. И в этой связи очень важно подобрать правильные методы и формы дальнейшего обучения, а также способы контроля знаний, прежде всего в гуманитарном образовании, чтобы овладеть, по выражению профессора Менегетти, “техникой жизни”. А ведь жизнь, как говорил профессор, “отзывчива к тому, кто владеет ее техникой”» – подчеркнула значимость конгресса в приветственном письме президент МАПРЯЛ, президент Российской академии образования, Людмила Алексеевна Вербицкая. Письмо публике представила Наталья Брунова, генеральный секретарь МАПРЯЛ, посетившая данный конгресс в составе российской делегации.
О важности выработки новых альтернативных моделей образования для молодого человека, живущего в сложную и противоречивую информационную эпоху, в своем выступлении говорила президент совета Научного фонда «Антонио Менегетти» (Россия) Виктория Александровна Дмитриева: «Важно выбрать критерий, который будет лежать в основе того нового подхода к образованию и воспитанию молодых людей, который позволит раскрыть их творческий потенциал и направить по пути реализации. Сегодня с уверенностью можно сказать, что именно онтопсихология предлагает такой подход. И если мы будем создавать больше образовательных институтов, образовательных программ, направленных на формирование ответственной жизненной позиции человека, используя онтопсихологию в их основе, то мы несомненно внесем свой вклад в формирование этого нового стиля педагогики будущего».
Более 2000 делегатов из Бразилии, Уругвая, Парагвая, Перу, Чили, Аргентины, России, Латвии, Украины – преподаватели, ученые, школьные учителя, студенты, молодые предприниматели и специалисты, люди, которым не безразличны вопросы развития культуры и цивилизации в целом, встретились в ходе работы конгресса, чтобы обменяться опытом и обсудить новые образовательные инициативы, которые осуществляются сегодня в разных странах мира на основе принципов целостного гуманизма.
«Ответственность и долг человека» – такова была центральная тема конгресса. В ее рамках были представлены многочисленные панельные дискуссии с участием экспертов, психологов и психотерапевтов, преподавателей и предпринимателей с многолетним успешным международным опытом. Кроме этого работали секции, в рамках которых участники в формате постерных и устных докладов могли представить результаты своих исследований.
Об особой важности темы конгресса говорил философ, ученый и преподаватель AMF проф. д-р Алесио Видор: «Только психология, которая имеет условия для описания феноменологических характеристик, исходящих из человеческого существа, сможет показать, каким должен быть человек по своей сути. Именно такой наукой является онтопсихология. Онтопсихология - это наука, которая выделяет ученого, потому что без точности научных построений он не сможет опираться на источник истинного знания».
Панельные дискуссии
В работе конгресса состоялось семь интенсивных панельных дискуссий на важные темы нашего времени, затрагивающие наиболее актуальные вопросы педагогики. Эксперты международного уровня поднимали перед публикой проблематики, с которыми сталкивается современное образование, и предлагали свои пути решения.
Одной из самых интересных была дискуссия, поднимающаю очень сущностный и актуальный вопрос нашего времени: «Как заниматься образованием подростков и молодежи в современном цифровом мире». Президент Совета Научного фонда «Антонио Менегетти» (Россия), Виктория Александровна Дмитриева (к. психол. н., заведующая кафедрой социальной онтопсихологии РГСУ, Россия) в своем выступлении говорила о ключевых проблемах, с которыми сегодня, в цифровую эпоху, сталкиваются образовательные структуры, специалисты в области педагогики, и, в первую очередь, сами молодые люди, и предлагала пути решения и выхода из этих проблем.
«Что может предложить в этой ситуации молодому человеку, преподавателям и обществу онтопсихологическая педагогика? Создавать возможности для реализации молодых людей в реальной экономике, показывать существование высокого стиля жизни, возможностей времяпрепровождения, возможностей получения удовольствия от предпринимательского действия, основанного на развитии своей уникальной компетенции, которая связана с природным проектом человека…».
В рамках данной панельной дискуссии также выступили представители Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ, Россия). Александр Коротышев (к. педаг. н., директор секретариата МАПРЯЛ) говорил о важности гуманитарного образования для человека. А бразильские коллеги, проф. Уэсли Ласерда (предприниматель, АМФ) и проф. Фернанда Мартинс (консультант, АМФ), поделились своим опытом и подходом к реализации образовательных программ на территории Бразилии.
Другая панельная дискуссия, в которой принимала участие делегация из России и Украины, прошла на второй день конгресса. «Как предприятия обучают? Чему семья, школы и университеты могут научиться у предприятий для формирования молодых людей сегодня?» - именно на эти вопросы, исходя из своего опыта развития образовательных проектов и программ в бизнесе, отвечали бразильские, российские и украинские предприниматели. Гости конгресса смогли услышать выступления г-на Роберто Арджента (Член совета Реканто Маэстро и Президент обувной компании Calçados Beira Rio S/A); г-на Константина Круглова (предприниматель из Украины, член попечительского совета российского Научного фонда «Антонио Менегетти»). «Основными современными проблемами с персоналом для бизнеса являются: низкий уровень ответственности, незнание своего личностного проекта и потеря ценности обучения. И здесь бизнес, не ожидая изменения системы формирования молодых людей, берет ответственность на себя и растит новое поколение работоспособных, ответственных профессионалов с помощью учебных программ, основанных на онтопсихологическом методе» – г-н Константин Круглов.
Также в рамках панели практические бизнес-кейсы своих предприятий представили г-жа Эдна да Силва (Президент Grupo TB Serviços, Сан-Паулу) и г-н Алексей Люфт (предприниматель из России, г. Екатеринбург, член совета российского Научного фонда «Антонио Менегетти»): «Основываясь на собственном опыте, могу утверждать, что онтопсихология действительно способствует целостному развитию личности и дает инструменты для решения огромного количества проблем, с которыми сталкивается сегодня лидер, руководитель, предприниматель. А также дает возможность не только достижения заработка в сфере экономики, но и позволяет человеку удовлетворить свои духовные амбиции» – г-н Алексей Люфт.
Далее кратко о других интересных темах, которые поднимались на панельных дискуссиях в рамках конгресса.
В первый день работы конгресса одна из панельных дискуссий была посвящена теме «Образование для глобального гражданства: вызовы современной системы образования в мире». В ней приняли участие г-н Луис Карризо (академический координатор Открытого научного форума в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (CILAC) и представитель ЮНЕСКО в Монтевидео, Уругвай); г-н Энрике Ревилла (координатор проекта по укреплению образования преподавателей в ЮНЕСКО, Лима, Перу); г-жа Ромина Касман (специалист ЮНЕСКО в Чили в рамках программы Образовательная повестка 2030, Чили); г-жа Мария Ребека Отеро Гомес (ответственная за сектор образования офиса ЮНЕСКО в Бразилиа, Бразилия).
Вторая панельная дискуссия, состоявшаяся в этот же день, касалась уже примеров успешных моделей и практик формирования преподавателей в Латинской Америке. Здесь своим опытом и результатами поделились такие эксперты, как проф. д-р Флорентино Маюри (ректор Института по изучению качества образования Университета Сан-Мартин де Поррес в Лиме, Перу); проф. д-р Лидия Барбоза (доктор в области образования, преподаватель Университета Монтевидео, Уругвай; старший научный сотрудник Университета Йювяскюля, Финляндия); проф. д-р Карлос Алберто Гуахардо Кастилло (ректор факультета образования Центрального университета Чили, Сантьяго, Чили); г-жа Ирина Маслова (к. филол. н., Российский университет дружбы народов – РУДН, Россия), г-н Андреа Осорио Ривера (Директор направления по улучшению качества образования Центра развития человека Фонда Чили, Сантьяго, Чили).
Следующий день конгресса начался с утренней панельной дискуссии на тему «Определение обязанностей и ответственности: институты, учителя, родители и ученики», в рамках которой своим опытом и знаниями поделились признанные психологи и эксперты в вопросах образования на территории Бразилии д-р Розели Сайао (ведущая программы «Ваши дети» на канале Band News, психолог и консультант по вопросам воспитания с более, чем 30-летним опытом в области клинической практики, супервизии и преподавания, консультант периодических изданий Folha de São Paulo и Noticias Populares); и д-р Лео Фрайман (психотерапевт, клинический супервизор и директор клиники психотерапии и управления карьерой им. Лео Фраймана; специалист в области психологии образования, магистр в области психологии образования и развития человека, университет Сан-Паулу).
Следующая панельная дискуссия затрагивала уже другие аспекты, связанные с важностью творчества в педагогическом процессе. «Трансформируя реальность: педагогика через музыку» - так звучала тема данной панели, в которой приняли участие г-н Жозе Энрике де Кампос (Педагогический руководитель проекта NEOJIBA, Байя, Бразилия); маэстро Эдилсон Вентурели (директор института Баккарелли, Сан-Паулу, Бразилия); г-н Мигел Салазар Идалгу (президент Музыкального Фонда Бравура, Боливия).
Активное участие в работе конгресса принял бразильский предприниматель, основатель компании Lojas Lebes, г-н Отелио Дребес, выступление которого было посвящено теме «Незаменимая функция лидера в образовательном процессе», и вовлекло в работу всех гостей, собравшихся в зале AMF.
Культурная программа в рабочие дни мероприятия позволила получить эстетическое удовольствие от музыки и танца. Гости конгресса смогли насладиться выступлениями Хора и Молодежного Оркестра Реканто Маэстро, а также танцевального коллектива Invernada Adulta Реканто Маэстро, представившем на обозрение зрителям традиционные танцы разных регионов Бразилии.
Завершился конгресс радостным событием: вручением премий за научные работы, представленные на III Международном конгрессе, в категориях – постеры, кейсы успеха в Латинской Америке, устные доклады, «Я в проекте…» (специально для студентов, обучающихся на программах АМФ).
I Международный конгресс «Новая педагогика для общества будущего» прошел в 2014 году.
II Международный конгресс «Новая педагогика для общества будущего» прошел в 2016 году.
IV Международный конгресс «Новая педагогика для общества будущего» состоится в 2020 году.