«Жизнь как чудо», или жизненные проекты креативного класса России (на примере г. Казани). И.Р. Ишмуратова1/ Журнал «Alma mater» (Вестник высшей школы) Специальный выпуск «Премия Менегетти – 2012», 2012

Исследование посвящено изучению социального портрета, ценностных ориентаций и особенного понимания термина «качество жизни» представителями креативного класса, проживающими на территории Казани. Работа основана на результатах полуформализованного интервью с представителями этого класса.
Ключевые слова: креативный класс, экономика творчества, качество жизни, личные проекты, гражданская осознанность, экзистенциальные ценности.



Если ты не управляешь волной —
Волна управляет тобой…

Передо мной — книга Ричарда Флориды «Креативный класс — люди, которые меняют будущее»2. Эта книга, равно как и другие популярные издания начала века, например «Бизнес в стиле фанк» или «Креативный город» и т.д., стала информационным поводом дискурса о креативности в России.

Мир изменился, изменились и тексты, его описывающие. Зарубежные социологи исследуют новый тип людей, удачно вписывающийся в инновационное пространство постиндустриальной экономики. Креатив-ный класс не мог не возникнуть там, где перестают работать традиционные законы, где принципиально меняется социально-экономическая парадигма, гдегородская культура становится площадкой для творческих экспериментов и где общественные системы, наконец, начинают «разворачиваться» лицом к человеку.

«Охотники» Vs «собиратели» Новаясила исторического развития

К своему второму тысячелетию человечество подошло, погрязнув в долгах, в первую очередь перед самим собой. Экологические, демографические, социальные проблемы, вопросы, связанные с перепроизводством и перепотреблением — все это показало,
насколько несостоятелен путь техногенного развития, бесперспективна ресурсоориентированная экономика.

Главной целью человечества теперь становится переход на альтернативный путь исторического развития. Это важно еще и потому, что экономика впечатлений, пришедшая на смену экономике товаров и услуг, постоянно апеллирует к новой «фигуре» — человеку, умеющему продуцировать образы, манипулировать сознанием. Известный факт — телегерои становятся ближе домочадцев, а персонажи рекламных роликов — примером для подражания.

В условиях становления новой творческой экономики важно, чтобы ее механизмы послужили общему развитию культуры — городской, личностной, этнической, а также восстановлению ее онтологического статуса, когда наличие культуры определяет суть собственно человеческого бытия, но ни в коем случае не сводится к созданию манипулятивной виртуальной реальности. Необходима новая социальная сила, которая не столько «умеет усыплять» общественный разум и внимание, сколько находит средства разбудить его, научая получать удовольствие от полноты каждодневного бытия.

Кто же задаст иной вектор социального движения? По всей вероятности, только люди, «умеющие жить» в будущем, способные принимать решения, актуальные не только сегодня, но и завтра. Их называют по-разному: взрослеющие дети «индиго», «поколение Икс», «креативный класс». Ясно одно, это люди, обладающие креативным мышлением, способные к социальной импровизации, научной и экономической изобретательности, дарующие вторую жизнь старым как мир общечеловеческим ценностям. Такие люди есть повсеместно.

Их можно назвать «охотниками». Их добыча — информация, их оружие — творчество. Они самостоятельны и независимы. Их жизнь — уникальный проект, главной целью которого является самореализация.

В контексте современных перемен «охотники» актуальнее «собирателей», привыкших копить все — вещи, знания, информацию. «Охотники» мобильны, их главное достоинство в том, что они свободны и умеют добывать необходимое в любой момент. «Охотники» некорпоративны, даже охотясь в группе, каждый надеется только на себя. Они обладают незаурядной смелостью для того, чтобы действовать в одиночку
в постоянно меняющихся условиях. Настоящий «охотник» — не варвар, никто не заботится о природе больше, чем он сам. То же относится и к «людям, меняющим будущее». Миссия настоящего «креативного класса» в том, чтобы служить общечеловеческому развитию.

Осознание того, что мы живем в эпоху глобальных перемен, в том числе перемен конструктивного характера, безусловно, разжигает исследовательское любопытство. Если «креативный класс» претендует на то, чтобы влиять на принципиальные изменения в культурном ландшафте, а также в экономической и социальной структуре будущего, то кто они — его представители в России?

Креативный класс меняет настоящее

С креативным классом как новой социальной силой увязывается множество надежд. Это и развитие творческих индустрий, и распространение человеческого климата в городах, и внедрение социального предпринимательства, и инновации — технические и социальные. Но главное: креативный класс создает свой особый стиль жизни, индикаторами успешности которого являются отличные от большинства показатели.

Безусловно, представителей этого слоя интересует материальное благосостояние. Но еще больше их привлекает наличие свободного времени, возможность жить в удобных местах и творческое разнообразие повседневности. Зайдите к такому человеку домой, и он угостит вас чашечкой пу-эра или матэ, даст попробовать ведических сладостей или продемонстрирует созданную вручную шерстяную мандалу. Эти люди не дадут скучать себе и другим. Они рождены для того, чтобы вносить разнообразие. Особый стиль жизни и собственное понимание термина «качество жизни» — показатели того, что креативные люди создают прямо сейчас. На наш взгляд, это их главный вклад в изменение социальной картины будущего.

Изменить будущее невозможно, не изменив настоящего. Креативный класс начинает менять мир с себя. Он выбирает «настоящее» во всех смыслах. 

Расчеты показали, что личное и социальное самочувствие зависят от экономических условий примерно на 40%, тогда как около 60% приходится на духовные факторы, включая взаимоотношения между людьми и нравственную атмосферу в стране. Это означает, что
промышленное развитие и уровень жизни не исключаются из критериев прогресса, но предстают не целью, а средством3. Креативный класс осознает или подсознательно чувствует, что в современном мире качество жизни (но не уровень) связано в первую очередь с темпами развития культурного потенциала общества. Потому целью жизни части населения становится создание такого общественного строя, который обеспечивает достижение счастья и социальной гармонии для всех и каждого.

Популярные в современной деловой литературе биографии успешных людей, истории известных брендов и опыты личного общения иллюстрируют общую закономерность. Несмотря на то что эти люди часто не занимают выгодных «статусно-ролевых» профессиональных ниш, они обладают более высоким уровнем удовлетворенности жизни, чем их социально благоустроенные коллеги. Их целенаправленная деятельность в любимой области, даже начатая «с нуля», позволяет добиваться значимых результатов. Они самореализованы и динамичны. Это делает их более выгодными участниками социально-культурного обмена и выделяет как «культурных меценатов», способствующих, несмотря на внешние условия, общественно-экономическому развитию социума в целом и отдельных городов в частности.

Креатив по-российски

Экономика впечатлений только начинает функционировать в России. Неискушенная отечественная аудитория жадно поглощает заимствованные культурные образцы и шаблоны, лишь пробуя создавать собственный символический продукт. Идет поиск «сильных решений» для качественного скачка в развитии креативных индустрий и творческой экономики в целом. Формирующийся креативный класс становится важной составляющей культурного обмена, выступая в роли посредника.

Очевидно и то, что в российском социальном пространстве со всеми его противоречиями, социальным хаосом и аномией девальвируется значимость «просто креативного класса». Как известно, обладание бизнескреативностью и юридической грамотностью в постперестроечный период открыло широкие возможности для экономических махинаций и спекуляций. Последствия «всероссийского экономического лохотрона» в виде разрушенной производственной сферы и городской инфраструктуры мы можем наблюдать до сих пор.

В современном мире существует не меньше примеров изящных, но нелегальных схем обогащения. Например, прямо сейчас в социальных сетях обсуждается вопрос сохранения исторического облика Казани. Город теряет свой исторический центр, а те, комуэто выгодно, действуют по схеме: купил дом — сжег — построил многоэтажный дом — продал его — выручил деньги. Впрочем, самые креативные идеи подобного рода были описаны в произведениях О. Генри, а за ним — в книгах И. Ильфа и Е. Петрова.

Существуют еще как минимум два важных аспекта, позволяющих креативному классу «менять будущее» в конструктивном ключе, соответствующем интересам человечества. О них Р. Флорида упоминает вскользь, ссылаясь на то, что в отличие от креативности они не стимулируют экономический рост «напрямую», а воздействуют на него лишь косвенно.

Речь идет о гражданственности и духовном росте. Рассуждая о креативном классе в России, невозможно обойти эти два феномена стороной. Ибо креативность сама по себе не меняет общего качества жизни населения. Лишь в совокупности с двумя упомянутыми характеристиками она имеет реальный вес и выступает как движущая сила значимых социально-культурных преобразований.

Еще одной особенностью креативного класса в России является его обособленность. Р. Флорида называет креаторами представителей всех профессий, основой деятельности которых являются творчество и создание новых значимых форм. Что же происходит со всеми этими «творческими работниками» на российском рынке труда? Занимаются ли они творчеством и главное — является ли оно актуальным?

Ни для кого не секрет, что многие лишь «ходят на работу», никаких новых символических форм не создавая и даже не предпринимая попыток таковые создать. На наш взгляд, необходимо разделять работников социо-культурной сферы (или индустрии услуг) и членов креативного класса. Главным критерием — «водоразделом», относящим людей к той или иной категории является не характер занятости и не способ
решения профессиональных задач, но отношение к той деятельности, которой занимается человек.

«Креативный климат» Казани

Локализация нашего исследования в Казани — не случайность. Причина выбора — не только местонахождение автора статьи. Казань — город-«миллионник», претендующий на статус третьей столицы России, находящийся на волне экономического развития и культурного ребрендинга. Являя собой «кипящий котел» социально-культурных преобразований, т.е. неравновесную систему, Казань имеет множественные точки бифуркации, способные принципиальным образом влиять на городскую среду. Такими «точками роста» становятся многочисленные гражданские инициативы, направленные на удовлетворение не столько экономических, сколько этических интересов общества, развитие в нем стремления к справедливости, свободе, гуманизму и солидарности.

Погружение в креативное городское пространство, насыщенное идеями, проектами и персоналиями, привело к пониманию того, что в Казани есть социальный слой, который можно назвать креативным классом. Он немногочислен, разнообразен по статусно-ролевому составу и возрасту. Однако в целом это огромный энергетийный ресурс, направленный на культурную модернизацию города. Деятельность этих людей в большей степени автономна. Чаще всего она не связана с проектами в сфере культуры, развиваемыми городскими властями. Эти люди заполняют те ниши, которые не может охватить слишком громоздкая система городского управления культурой. Они самореализуются, организуя отдельные культурные кластеры, экспериментальные творческие площадки, городские праздники и т.д.

Обидно, что официальные власти не замечают этих многочисленных инициатив при проведении культурного картирования города. В преддверии «туристического наплыва» к Универсиаде-2013 ревизуются все рекреационные объекты. Однако масштаб самодеятельных культурных проектов пока так невелик, что они не фигурируют ни в справочниках, ни в анонсах на представительских сайтах. Обидно еще и потому, что задачами креативного класса являются внедрение и распространение общемировых образцов современного искусства, популяризация творческого досуга среди населения, создание открытой творческой атмосферы в городе. То есть презентация города как территории с современным креативным климатом, а не только как места, где главные культурные достижения связаны с историческим прошлым.

Главной отличительной чертой каждого из участников этого творческого действа стало то, что они являются ядром автономного креативного пространства, в котором реализуются те или иные социально-творческие или бизнес-проекты. В целом именно деятельность креативного класса составляет в первую очередь культурный потенциал города, т.к. в большинстве своем его представители являются не только сотрудниками городских социально-культурных и образовательных учреждений, но и выступают как самостоятельные субъекты культуры города. Они заинтересованы в развитии культуры лишь потому, что этот интерес является элементом их гражданской идентичности и творческой сущности. Они получают от этого в первую очередь моральное удовлетворение, и лишь во вторую — вознаграждение материальное.

Удовлетворенность жизнью — самый дефицитный продукт

Необходимо отметить, что все вышеприведенные тезисы основываются не только на личных впечатлениях автора, но и на результатах интервьюирования представителей данной социальной группы. Для получения аналитического материала было проведено независимое социологические исследование «Жизнь как чудо!». Главной его целью стало выработать понимание термина «качество жизни», жизненных стратегий и особенностей стиля жизни представителей этого нового социального слоя.

Гипотеза исследования такова: инициативные члены креативного класса, реализующие собственные творческие, социальные или бизнес-проекты в сфере творческих индустрий, обладают особенным пониманием термина «качество жизни». Их понимание совпадает с современной концепцией «качества жизни», разработанной ВОЗ. В первую очередь под ним подразумевается здоровье — психологическое, эмоциональное и физическое.

Качество жизни представляет собой культурный концепт, главной целью улучшения которого является развитие культуротворческого потенциала человека. Смещая свое внимание с традиционных его показателей на нетрадиционные, члены этого социального слоя достигают высокого уровня удовлетворенностью жизнью. Вместе с тем они в большей степени, чем другие члены общества, интегрированы в экономическое постиндустриальное пространство, более перспективны в вопросах оптимизации социального устройства современных городов, более востребованы на рынке труда.

Фактически члены креативного класса интуитивно вывели «формулу личного счастья», эффективно работающую в новых «постэкономических» условиях. Эту «формулу» мы и планируем изучить. Почему этот вопрос достоин отдельного развернутого исследования? Потому что удовлетворенность жизнью — самый дефицитный продукт в эпоху товарного перепроизводства.

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап — пилотный опрос участников сетевых интернет-сообществ, публично реализующих собственные социальные, арт- или бизнес-проекты (в сфере культуры) на территории Казани. Обращение к социальным сетям оправдано тем, что фактически все авторские проекты имеют отражение в виртуальном пространстве, т.к. Интернет является наиболее доступным и широко распространенным информационным каналом.

Опрос был проведен в октябре 2011 — январе 2012 г. В статье представлены результаты 50 законченных интервью. Методом изучения данной группы явилось полуформализованное интервью. Мы позволили себе ограничиться небольшим объемом информации в связи с узостью данного слоя и ориентировались на описание ценностей и норм его членов, т.е. ее внутренней культуры, отличной от культуры основной массы населения4.

Все вопросы были условно разделены на несколько тематических блоков:

В перспективе планируется второй этап этой работы. Уже сейчас проводится идентичное интервьюирование работников социально-культурной сферы, не имеющих собственных проектов, результатом которого станет компаративный анализ двух представленных групп.

Третьим этапом нашего независимого исследования, более далекой и глобальной целью проекта является изучение культурного климата крупных российских городов, входящих в Приволжский федеральный округ (Уфа, Киров, Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Саратов, Ижевск, Чебоксары). Ставится задача провести не только детальный анализ традиционного и инновационного культурного багажа этих городов, но и лично познакомиться с некоторыми представителями креативного класса (эта часть исследования будет проводиться с помощью биографического метода).

Таким образом, в исследовании будет представлена культурная карта городов Приволжского федерального округа, разработан социально-психологический портрет участника творческих индустрий, представлены особенности и перспективы их развития в России. Для иллюстрации будут собраны самые необычные рассказы о судьбах творческих людей. Возможно, результатом будут знания, которые помогут увидеть новые горизонты развития, пути воплощения задумок идей и желаний. В данный момент ведется подготовка к проведению такого рода исследования.

Образ жизни и ценности креативного класса

Возраст интервьюируемых колеблется от 23 лет до 71 года, однако большинство из них входят в возрастную группу 25—35 лет. Основные сферы деятельности опрошенных — образование, СМИ, литература, театр,танцевальное, музыкальное и прикладное искусство, туризм, психология, фото- и видеосъемка, звукорежиссура, коучинг и маркетинг, консалтинг в сфере организации исследовательских проектов в области этнографии и фольклора, изобретательство в технической сфере.

Несмотря на то что многие из опрошенных официально трудоустроены, достаточно большое их число отметило, что официальная работа —не главное занятие в жизни, иногда является лишь формальным местом трудоустройства. Для многих также является нормой совмещение официальной работы, личныхпроектов, разовой сессионной или удаленной работы (в основном в сфере журналистики и копирайтинга, дизайна и обучения).

Такая многопрофильная занятость приводит к тому, что представителям креативного класса порой трудно разобраться с дефинициями. Как выразилась одна из интервьюируемых — артистка, организатор салона романса в Казани, а по совместительству преподаватель вуза: «Вопрос о постоянном месте работы для меня очень сложен. Что является постоянной работой — официальное место трудоустройства, где «лежит» трудовая книжка, или регулярная гастрольная деятельность, которая не фигурирует в документах? Я как сороконожка, которая упала в тот момент, когда задумалась, как же она все-таки ходит». Те же, у кого есть постоянная работа, отмечают, что главными критериями выбора являлись интерес к работе, свободный график и высокий доход. Вариантами ответов становилось также призвание, инновационность решаемых задач и возможность делиться знаниями.

Поражает разнообразие личных проектов, реализуемых интервьюируемыми. Большинство инициатив составляют артпроекты: танцевальные студии и спектакли в стиле contemporary dance, издание книг, мастер-классы по прикладному искусству, живописи и фотографии, запись авторской музыки, съемка этнографических и художественных мультфильмов и кинофильмов, кинопоказы и др. Однако, наряду с творческими, реализуется достаточно большое число интересных социальных и бизнес-проектов. Среди них: создание школы спортивного скалолазания, экскурсионного бюро, режиссерской лаборатории, корпоративного университета, коуч-центра, школы подготовки семейных пар к родам; организация научных конкурсов, продвижение интернет-магазина и салонов продажи музыкальных инструментов. 

Каждый третий опрошенный отмечает, что идея его проекта переросла из хобби или связана с его образованием. Для некоторых это воплощение детской мечты, для других — реализация внутренней потребности. Подспудной целью большинства является заполнение пустующих творческих или социальных ниш, стремление инвестировать собственное время и средства в городское разнообразие, даже при осознании того, что это не принесет больших дивидендов. Волонтерство как форма служения обществу и воплощения гражданского долга оказалось также достаточно распространенной формой деятельности участников опроса. «Тушение пожаров в лесах летом 2010 г.», «уборка в собачьем приюте», «очищение от мусора городских пляжей, лесов и парковых зон», «рождественский вертеп для детей-сирот», «творческие мастерские для подростков из интернатов» — вот лишь некоторые варианты волонтерских практик.

Очевидно, что для таких людей, реализующих свои идеи, не существует стандартного рабочего дня и штатного расписания. Их интерес к своей деятельности так велик, что они не ограничиваются 8-часовым рабочим днем и пятидневной неделей. Как правило, они видят в своей работе реализацию своей миссии, а потому относятся к ее выбору с особым вниманием. Выбрав занятие по душе, они всецело посвящают себя ему, получая удовольствие, развиваясь и делясь своими умениями с окружающими людьми за оплату или безвозмездно.

Величина получаемых средств на сегодняшний день у половины участников опроса колеблется в диапазоне от 10 до 15 тыс. рублей. Ответы оставшихся разделились на три равных группы. Они указывали, что их доход составляет от 15 до 20 тыс., свыше 25 тыс. рублей и «всегда разный». Разность ежемесячного дохода связана с тем, что две трети участников опроса получают разовый или смешанный доход и лишь одна треть — стабильную фиксированную оплату труда. Это подтверждает тезис о том, что креативный класс не боится быть «самозанятым» и не опасается остаться без средств.

«Креативный класс» — высококвалифицированные специалисты, способствующие повышению индекса «Талант» в городе. Практически все интервьюируемые указали, что имеют высшее образование. Каждый третий упомянул, что получил два высших образования или ученую степень. Кроме того, практически каждый (независимо от возраста) вовлечен в непрерывное образование. Посещение семинаров, курсов, тренингов профессионального и личностного роста, «институтов третьего возраста», чтение интернет-рассылок, участие в вебинарах6 — важная статья расходов креативного класса. Этот же вклад становится позже основой их дохода.

Каждый из этих людей знает, что самые прибыльные инвестиции — это инвестиции в себя: в свое здоровье и образование. Это позволяет человеку быть всегда востребованным и независимым участником рынка труда. Креативный класс — это те люди, которые понимают, что экономический кризис — выгодное время для бизнес-начинаний, а увольнение — стартовая площадка для работы над собственными проектами.

Безусловно, поводом для проявления такой смелости является статус и возраст членов этого социального слоя. Так, 60% из них - несемейные люди. Подобная самостоятельность дает свободу в выборе места работы, а также смелое согласие на временное отсутствие работы.

Материалы интервью говорят о том, что лишь каждый третий состоит в официальном браке, а каждый четвертый в гражданском. У половины интервьюируемых пока нет детей, еще у 30% на данный момент имеется один ребенок. Лишь у немногих двое и даже трое детей. Это свидетельствует и об ориентации участников исследования в первую очередь на получение образования, профессиональную квалификацию, материальную стабильность и самореализацию и лишь затем — на рождение потомства7.

Возвращаясь к вопросу о «непрерывном развитии» представителей креативного класса, необходимо отметить, что, по их мнению, хорошим подспорьем в самосовершенствовании и самоинвестировании являются занятия духовными и телесными практиками. Каждый второй упоминал, что регулярно или время от времени занимается йогой. Она гармонизирует, оздоровляет и является коммуникативной площадкой для приверженцев новой гуманистической идеологии. Другими вариантами ответов были: молитва, динамическая и другие виды медитаций, цигун, вегетарианство, дыхательные практики, контактная импровизация. Среди интервьюируемых нашлись также приверженцы сыроедения и жители экопоселения (практикующие все в совокупности).

Страсть к экспериментам и поиск дополнительных энергетических ресурсов проявляется в перманентномдуховном поиске креативного класса. Вера в существование нечто большего, чем повседневные реалии, в наличие высшего смысла появления каждого из нас на планете отразилась и в отношении участников опроса к религии. Как и следовало ожидать, среди интервьюируемых атеистов не обнаружилось. Предпочтительными ответами были «православный» или «светский гуманист». Нашлись и такие, кто назвал себяприверженцем пантеизма, евроислама или агностиком. Достаточно большая часть участников просто верят в «Бога», «Вселенную», «Высшую силу», не желая их персонифицировать, либо утверждают, что «Бог — это каждый человек». Вера дает возможность чувствовать «защиту», «принадлежность к единому целому с планетой и другими людьми», «быть в гармонии с самим собой».

Еще одна отличительная черта этого класса — широкая сфера интересов. Страсть к саморазвитию и расширению кругозора проявляется в упоминании практически каждым респондентом интереса к теме путешествий, психологии, искусства. Перечислялись и многие другие варианты интереса: наука, образование, люди, любовь, помощь бездомным животным, сексология, спорт, инновации, города будущего, технические тренды, культурное наследие, изобретательство и др. Одним словом, креативный класс интересуется всем, что есть вокруг и что сохранится через время.

Их интересы выливаются в хобби, перерастают в профессии. У них даже стирается традиционная грань между работой и досугом. Ведь и работа, и досуг связаны с интеллектуальной и творческой деятельностью.

Вот как об этом говорят сами интервьюируемые: «Вся жизнь — досуг, нет разделения». В целом варианты проведения свободного времени можно объединить в несколько групп. Это — музыка (обучение игре на музыкальных инструментах, импровизации, песни под гитару, посещение концертов); танцы (занятия в танцевальных школах); прикладное творчество («handmade» всех существующих видов прикладного искусства); визуальное искусство (фото, живопись, интеллектуальное кино); книги; активный отдых (альпинизм, скалолазание, лыжи, сноуборд, велотрекинг, стрельба из винтовки); театр; йога; время с детьми, друзьями и близкими; путешествия.

Показательно, что среди возможностей досуга никто не упомянул телевидение. Как показывает опыт личного общения, многие представители этого социального слоя даже отказываются от покупки телевзора. Гораздо эффективней им представляются интернет-сети. Интернет-вещание, как говорят респонденты, всегда более предсказуемо, оно ориентировано на исполнение воли пользователя и, главное, лишено рекламы.

Очевидно, люди, имеющие такую широкую сферу досуговых предпочтений, достаточно коммуникабельны. Две трети опрошенных упоминают, что у них «широкий круг общения» и «достаточно много друзей». Некоторые указывают, что у них есть «несколько хороших друзей» и достаточно большой круг «хороших приятелей». «Один лучший друг» нашелся лишь у пятерых участников исследования. В любом случае, назвать этих людей замкнутыми интровертами невозможно. Они постоянно нуждаются в поддержке своих идей единомышленниками и готовы использовать технические новшества, такие как электронная рассылка, почта или Skype, чтобы поддерживать отношения с «удаленными» друзьями (тем более что профессиональная мобильность современных специалистов делает это распространенным случаем).

Интересно, что, встречаясь с «друзьями», представители креативного класса, стараются заполнить совместно проведенное время максимально насыщенно и интересно.

Креативный класс в вопросах и ответах

Как и следовало ожидать, в ответах интервьюируемых отсутствовали распространенные для России версии — «выпиваем», «сидим за столом» (в смысле спиртных возлияний) и др. Представители креативного класса «пьют хороший чай», «едят вкусности», «общаются», «обмениваются информацией, книгами, идеями».

Не менее распространенной формой совместного времяпрепровождения является музыка. Традиционный интерес к исполнению «авторской» или «бардовской» песни эпохи Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора сохраняется по сей день. «Поем под гитару», «музицируем» — достаточно распространенные ответы казанских креаторов. Неудивительно, что 58% респондентов владеют игрой на музыкальных инструмен-
тах. Помимо исполнения песен, они танцуют, смотрят фотографии, играют в интеллектуальные игры, ходят на мероприятия и др.

Вести динамичный образ жизни, быть коммуникабельными и мобильными представителям креативного класса помогают различные дополнительные навыки. Это также форма самоинвестирования.

64% интервьюированных водят автомобиль (или по крайней мере имеют водительские права);

73% — обладают знанием иностранного языка (в основном английского);

100% — пользуются такими техническими новшествами, как Internet, E-book, iPod, iPad и др.

Некоторые выходят за узкие рамки минимального языкового английского «набора» и изучают другие языки — немецкий, французский, финский, турецкий, персидский и даже… латынь и санскрит. Отдельные же респонденты выходят за рамки традиционного авто- мобильного «набора» — умеют водить не только авто, но и мотоцикл, трактор и даже водные виды транспорта, например яхты.

Отдельной возможностью для саморазвития и досуга являются путешествия. Каждый второй участник опроса рассказал, что путешествует так часто, как только позволяют средства и время. Домоседы — исключение «из правил» для данной группы. Самыми по- пулярными видами туризма оказались «познавательный» и «событийный», в меньшей степени распространены «дикие» туристические походы, лишь каждый пятый предпочитает «пляжно-курортный» вариант. Есть и такие, кто предпочитает «специализированный туризм» — фотовылазки, яхтинг, «языковое погружение» через общение с людьми из других стран, «спелеология и альпинизм». Для отдельных представителей этого слоя туризм — это «рабочие» командировки в дальние страны.

Интернет является наиболее распространенным компонентом коммуникационно-технической компетенции креативного класса. Половина интервьюируемых проводит в нем ежедневно по нескольку часов. Остальные респонденты в меньшей степени, но также пользуются Интернетом ежедневно.

Как уже сказано, представители креативного класса с успехом распространяют информацию и общаются с единомышленниками. Популярными присутствиями в Сети являются: просмотр новостей (в т.ч. спортивных) и почты, а также таких тем, как творчество, самообучение, удаленный бизнес. Кроме того, каждый второй респондент сообщил, что у него есть собственный Web-сайт. В связи с такой активной деятельностью в Интернете у многих не остается времени на чтение книг.

Точнее, книгочтение приобрело электронный формат. Представители креативного класса по-прежнему читают достаточно много самой разной литературы, однако делают это в Интернете с помощью электронных книг. Лишь единицы до сих пор выписывают прессу, бесплатные же издания не вызывают у них интереса совсем. В основном члены этой социальной группы покупают журналы в соответствии с собственными пристрастиями8.

Как правило, представители креативного класса внимательно следят и за культурной жизнью города. Мотив к посещению тех или иных культурных мероприятий — критерий «интересно — скучно». Другими критериями являются профессиональный интерес или собственное участие.

Оценки уровня развития городской культуры между респондентами разделились. Лишь каждый третий удовлетворен этим уровнем. Остальные сетуют на недостаточное качество их функционирования. «Галереи душат налогами». «Нищает все, кроме Кремля». «Мало внимания современному искусству». «Плохие анонсы». «Провинциальность театральной культуры». «Низкий уровень компетенции специалистов». «Все как будто бы законсервировалось на 1993—1998-м гг.». «Музеи не покупают фотографии». «Хочется снять с татарских певцов блестящие пиджаки». «Мало современных композиторов». «Нет понимания, что такое современный танец». «Нет новых идей, форм, креатива». «Казань — деревня». «Скучно»…

Эти реплики в достаточной мере отражают проблемные зоны развития культурной сферы города. У представителей креативного класса накопилось множество претензий к тем условиям организации культурной жизни, которые есть сейчас. Суть проблемы в несоответствии темпов реализации государственной культурной политики потребностям молодой информированной и культуроориентированной части населения Казани. Не удивительно, что многие из молодых людей в результате берутся за свои личные арт-проекты. Все вышеперечисленное определяет социально-культурный климат, который «создает погоду в городе».

Креативный (или «человеческий», как называет его Р. Флорида) климат — тот, который включает в себя комфортные условия проживания креативного класса. Представители креативного класса Казани критично относятся к сформированному на сегодняшний день климату. Они имеют собственное мнение по поводу того, чего недостает инфраструктуре города9.

Интересно, что представители креативного класса, замечая много недостатков в социально-культурной сфере нашего города, лишь на 73% согласны с тем, что государство не заинтересовано в развитии инновационных творческих индустрий. Только каждый пятый хотел бы переехать жить в другую страну. Остальные так или иначе заинтересованы в продолжении своей деятельности в рамках нашего города, выезжая на время в другие города, или переехав жить из города в сельскую местность или экопоселение.

В целом оптимальное «качество жизни» креативного класса включает (по приоритам):

Кроме того, под «качеством жизни» понимаются:

Такие ответы подразумевают и определение доминирующих ценностей в жизни участников исследования. Естественно, что это — экзистенциальные или общечеловеческие ценности. Несмотря на то, что каждый выделял что-то особенное, важное лично для него, все (в тех или иных выражениях) говорили об одном и том же. Любовь, здоровье, семья и близкие, творчество (т.е. онтологически присущая человеку способность к созиданию), духовное развитие, движение — вот что именно дарит наибольшее удовольствие в жизни и то, что позволяет ощущать «полноту бытия». Одним словом, гармонию — то, что выражает все перечисленное в единстве.

Заключение

Наше исследование — первый шаг в огромной работе, посвященной тому, что может сделать современного человека счастливым и отвлечет его от ротации повседневного бытия, каким образом возможно гармоничное существование даже в контексте социальных потрясений и кризисов.

Мотивом для этой работы стало желание автора увидеть российскую социальную реальность под другим углом, уходя от тотальной критической оценки нравственно-этической стороны жизни социума. Нам лишь хочется указать на то, что и в современном нестабильном мире существует социальная альтернатива. Зачастую она выходит за рамки системы и основывается на личных инициативах наших сограждан. Это происходит не потому, что они желают противопоставить себя системе, а лишь в связи с тем, что они не находят готовой ниши для своих идей и проектов.

Да, мы уходим от понимания «креативного класса» Р. Флориды. В России достаточно много творческих личностей, которые при недоступности традиционных путей публичной самопрезентации встают на путь моральной деградации. Но мы говорим о новой формации «российской интеллигенции» — смелой, действующей, бизнес-активной, находящей себе место в формирующейся «творческой экономике», развивающихся творческих индустриях. Их сущностными характеристиками становятся мобильность, динамичность, независимость, стремление к саморазвитию, личностному росту и получению удовольствия от той деятельности, которой они посвящают свое время.

Это не «сверхлюди», они также осознают масштаб социально-экономических проблем и уровень культурного развития большинства населения. Они тоже признают в тотальном гуманизме утопию и перестают быть социально активными, погружаясь в семейную жизнь.
Более того, наша начальная гипотеза, заключающаяся в том, что эти люди обладают максимальным уровнем жизненной удовлетворенности, не оправдала себя в полной мере. Самой популярной оценкой по 10-балльной шкале были 8 баллов, а четверо интервьюируемых оценили удовлетворенность жизнью ниже, чем на 7 (все они объяснили это временными субъективными переживаниями). На 10 баллов удовлетворенность жизнью оценили лишь 16% респондентов.

Мы считаем необходимым изучение социального слоя, который в критических условиях трансформации социума способствует становлению новой парадигмы общественного развития. В первую очередь, они отличаются тем, что их понятие «нормы» коррелирует с экзистенциально-ценностными установками и не извращено псевдокультурой массового потребления. Скорее всего, их «норма» — это тот баланс, который только и позволит социуму возвратиться к гармоничному существованию после длительного «Одиссеева» похода.


  1. Ишмуратова И.Р. — кандидат философских наук, старший преподаватель Казанского филиала Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы. E-mail: Irma_ishmorat@mail.ru
  2. Флорида Р. Креативный класс — люди, которые меняют будущее — М.: Классика-XXI, 2005. — 430 с.
  3. Некрасов С.Н. Культурный потенциал русского человека 21 век. — [URL]: http://best- klark.mylivepage.ru/blog
  4. Интервьюирование было проведено в письменной и устной форме, в т.ч. с использованием специализированных Web-сервисов и программы Skype.
  5. К сожалению, объем данной статьи не позволяет осветить все выявленные особенности жизненных стратегий членов креативного класса.
  6. Вебинары — особый тип веб-конференций или семинаров. — Примеч. ред.
  7. Такие жизненные приоритеты, по словам интервьюируемых, позволяют более осознанно подходить к вопросам деторождения и воспитания детей и относиться к совместному досугу с большим вниманием и интересом.
  8. Самыми почитаемыми изданиями являются «Йога», «Наука и жизнь», «Сноб», «Esquire», «Арт-хроника», «Домашний ребенок», «Техника молодежи», «Коммерсантъ», «Русский репортер», «Звезда Поволжья».
  9. Они считают, что существует дефицит парков и садов, велодорожек, публичных мест, туалетов, качественной уборки дорог, детских садов, театров и транспортной системы, уютных кофеен, дешевых гостиниц, парковок, зеленых насаждений и урн для мусора. Нет центра современного искусства, не продумано создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. При всем этом респонденты признают и наличие шагов по созданию креативного климата в городе. Так, самыми важными мероприятиями они считают международные фестивали: «оперы им. Шаляпина», «балет Нуриева», рок-фестиваль «Сотворение мира», джазовый фестиваль «Kremlinlive», а также приезд в город всемирно известного цирка ДюСолей.